С точки зрения диалектического материалиста, материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат (общая основа) любых свойств, связей, отношений и форм движения, подчеркиваю, общая основа любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями, так что понятия “мир” и “материя”, в сущности, являются синонимами. С позиций Логики “материя” диалектических материалистов является единичным понятием собирательных единств или просто собирательным понятием. Так называются единичные понятия, предмет которых мыслится не просто как индивидуальный предмет, а как таковой, который состоит из определенной совокупности предметов, образующей некоторое определенное единство. Особенность собирательных понятий состоит в том, что все, что может утверждаться о предметах этих понятий, утверждается не относительно каждого в отдельности предмета, который является элементом единства, но только об этом единстве как целом. Как видно, относительно всех объектов в природе утверждается, что это материя, но утверждается только как о единстве этих предметов в целом природы, а не относительно каждого отдельного предмета, иначе бы было бесконечное множество материй, а не материи в ее бесконечно разнообразных формах бытия. Получается так, что понятие “материя” является не конкретным, а абстрактным понятием. Это же утверждает и классик диалектического материализма Ф. Энгельс в “Диалектика природы”. “Материя как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материя. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующем. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т.д. – млекопитающее как таковое…”. Именно поэтому Ленин и говорил, что электрон также неисчерпаем, как и атом, т.е. он имел в виду, что, сколько бы мы не делили атом, мы никогда не выделим самые элементарные “кирпичики”, из которых атомы, следовательно, и природа в целом, построены. Поэтому, когда говорят о субстрате, основе природы, то имеют в виду материю в единстве всех ее свойств, связей, отношений и форм движений. Но у каждого конкретного атома, а, следовательно, и у природы в целом нет субстанции, т.е. нет первоматерии = первичных физических реальностей = элементарных “кирпичиков”, из которых они построены. Получается так, что материальный мир диалектических материалистов оказывается субстанционально не осуществленным, т.е. существующим чудесным образом. Teofrast.