В своей статье "Загадки новозаветной троицы" доктор исторических наук, академик Петровской Академии Наук и Искусств Б.В.Сапунов пишет: " В христианстве почитание Троицы сложилось далеко не сразу. В Евангелии Иисус многократно утверждал, что он лишь исполнитель воли своего Отца. В тексте "Апокалипсиса" Иоанна Богослова /68-69гг./ о догмате Троицы нет ни слова. Впервые это сложное теологическое понятие появилось в сочинениях богословов II в. - Тертуллиана и Феофила. В IV в. оно было развито в трудах Оригена. На I Вселенском соборе в Никее в 325 г. оно было лишь намечено, а развитие получило на II Константинопольском соборе 381 г., когда в Символ Веры было принято положение о веровании в Святого Духа. Культ Богоматери установился еще позже. Только в V веке на Вселенском Соборе 431 г. после бурных дискуссий был принят догмат о том, что Мария - есть "Пресвятая Богородица". Не вдаваясь в подробности теологических диспутов, которые перевести на общедоступный язык, остановимся лишь на одном сюжете, который, сколь мне известно, не привлек внимание ни богословов всех оттенков, ни атеистов. Это вопрос о составе Новозаветной Троицы Троичность Высшего Божества имела место почти во всех древнейших религиозных учениях. Так, в Египте, где, как теперь считают египетские ученые, господствовал не политеизм а монотеизм с многочисленными вариантами триумвиратов Богов в составе - Бог Отец, Богиня Мать и Бог Сын: *Амон-Ра-Хонсу, *Птах-Сохмет- Нефертум, *Озирис -Изида - Тор/Хор/. В древней Индии - Брама - Вишну - Шива и т.д. Во всех случаях небесная троица имела устойчивую структуру, которая была результатом проекции на Небо сложившейся на земле модели моногамной семьи - отец-мать и сын, как основную ячейку общества. Если это так, то возникает возможность снять традиционный вопрос о не реальности существования единого Высшего Бога в трех равноправных лицах. Только в тесном единстве отца, матери и сына может существовать единая семья. Другой загадкой Новозаветной троицы является ее необычайный состав, который резко выделяет ее из других Божественных триумвиратов. В нее не вошла традиционная фигура Божьей Матери - девы Марии. Судя по доступной литературе, на эту аномалию не обращали внимания ни богословы прошлого и настоящего, ни атеисты. Современные христиане, особенно западные, глубоко чтут Деву Марию, называя ее заступницей за страждущее человечество перед предвечным сыном Иисусом Христом. В качестве рабочей гипотезы можно предложить ответ на этот сложный вопрос, причем такой, который основан на текстах Евангелий, священной книги всех христиан, спорить с которой богословы не решаться. Внимательное прочтение Евангелий приводит к выводу, что традиционное представление церковников о благостном мире в семье Иисуса весьма далеко от истины. Иисус публично отрекался от своей матери и своих братьев. Факт отречения подтвердили евангелисты Лука (88:21.2:49), Матфей (12:49) и Марк 3:34-35). Если три евангелиста почти дословно передали эту сцену со слов Иисуса, то, видимо, смысл поразил их воображение и четко зафиксировался в памяти". Автор статьи полагает причиной того, что Богоматерь не вошла в состав Новозаветной Троицы по причине долгой памяти среди ранних христиан о сложных взаимоотношениях в семье Иисуса. Ее место в этой Троице досталось Св. Духу, бесполому Началу, которое конечно же не могло привести на свет Сына Иисуса. (ст. см.: http://sr35.narod.ru/Sapunov/TROITSA.htm )