Из 700 картин --- у Левитана есть всего одна единственная, которая посвящена иудейской тематике. На этой картине изображены простые еврейские люди, идущие к своей светлой мечте - Сиону.
СВЕТЛОЙ?
Мечта о Сионе....
Что это означает?«Шир ха‐ма а лот бе‐шув Адонай эт шиват Цион хайэну кэ холмим – песня наших
предков – «Песня Восхождения».
Когда Бог обратит свой лик к Сиону опять, мы увидим Сион таким, каким он является нам в мечтах.
И тогда наши рты наполнятся смехом, наши языки запоют песню счастья.
2500 лет назад еврей в Вавилоне, в сотнях миль от земли Израиля, мечтал о возвращении домой.
Псалм 126 пронизан жаждой возвращения и надеждой на то, что нога плененного еврея снова ступит на землю родины. «Ты, Вечный, как потоки неукротимой реки так долго иссушеной жарой, хлынем мы в пустыню Негев.
Те, кто сеял в слезах, будет пожинать с песней радости на устах»(псалм 126:1‐2, 4‐5)
Певцы этих древних песен находили силу в памяти о лучших временах. Один из псалмов воспевает шествия израильских племен к Храму в святой город в праздники – Суккот, Пейсах, Шавуот: « Самахти – Был я в радости, когда ступил в святой город» .
«Аз у‐малей с‐хок пиню – когда восстановит Бог Сион, наполнится рот смехом, наш язык запоет песнь радости». Для автора псалмов радость была
воспоминанием прошлого или надеждой будущего.
Первое - это славословие Бога Саваофа, истребляющего скверну на земле и вещающего:
"
Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского.
Для чего
потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Синьоры Саваофа, в день пылающего гнева Его" (Ис. 13:11-13).
Второе помышлениекасается того, "что в грядущем будет какое-то событие, разрешающее историю", а именно: соединение народов. Такова воля Бога Саваофа: "Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена" и "Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме" (Ис.43:9; 30:19). "Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает глаза свои, чтобы не видеть зла" (Ис.33:5-6; 33:15).
Таким образом, грядущему воссоединению в Сионе подлежит далеко не вся коллективная масса народов, а только
избранные.
И третьим промыслом пророк Исаия звучно излагает формулу еврейского сионизма:
"И будут в последние дни, г
ора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, а научит Он нас Своим путём; и будем ходить по стезям Его. Ибо
от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.
И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис.2:2-4)
"Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся" - Исаия, 60:10 - 12.
"И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы.
И будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут", Второзаконие, 28:12.
В итоге выкристаллизовалось целостное, с самозначимом содержательным смыслом, духовное уложение, которое можно назвать хартией сионизма.
30-я сессия
Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1975 года) квалифицировала сионизм как форму расизма и расовой дискриминации.