Занятную электронную книжку проф. Рухадзе, мне скинул Мойша.
Думаю, кое-что можно выложить на форум.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ О ЛУЧЕВОМ ОРУЖИИ В РОССИИ
Доклад на 4-ой Международной конференции
"Фундаментальные и прикладные проблемы физики",
г. Саранск, 16-18 сентября 2003 г.
Этот доклад во многом носит автобиографический характер, и поэто¬му изложение ведется от первого лица. Здесь дается информация, кото¬рую я почерпнул не только из своих теоретических и экспериментальных исследований, но также и из исследований, проводимых во многих на¬учных учреждениях бывшего Советского Союза. О них я узнавал либо от моих заказчиков, либо от друзей, работающих в этих учреждениях. Сегодня, когда завеса секретности с этих исследований давно снята, о них можно говорить. Более того, в периодической научной и научно-популярной литературе опубликованы практически все наиболее важные результаты таких исследований, их цели и перспективы реализации. Так что я никаких секретных сведений не раскрываю. Тем не менее мой до¬клад, думаю, интересен не тем, что исходит от одного (не самого важно¬го) из участников таких исследований, но и тем, что в нем рассказыва¬ется о моем отношении к этим исследованиям. Уверен, что аналогичные чувства испытывали и другие (более важные) их участники, но они так же, как и я, молчали. Правда, причины молчания, по-видимому, у всех были разные.
Впервые серьезно о лучевом оружии я услышал во второй половине 60-х, где-то в 1966-68 годах. После защиты докторской диссертации, осо¬бенно после ее утверждения ВАКом в 1965 году, я стремился получить самостоятельность в науке, возглавить какое-нибудь научное направле¬ние. Естественно, я хотел, чтобы это направление было связано с силь¬ноточными релятивистскими электронными пучками и их взаимодей¬ствием с плазмой и со средами. В 1966-67 годах в лаборатории физики плазмы ФИАН, где я работал, защитили докторские Л. М. Коврижных и И. С. Шпигель, и они также стремились возглавить самостоятельные научные подразделения. Тематика своя у них была: термоядерная на «Стсллараторе» - главное направление научной деятельности лаборато¬рии Физики плазмы в целом, которую возглавлял М. С. Рабинович.
Было в лаборатории и второе научное направление, начатое по иници¬ативе В. И. Векслера, которое тогда возглавлял Г. М. Батанов, так называемый «РАМУС» - радиационный метод ускорения нейтральных сгуст¬ков заряженных частиц в волноводе с помощью мощного СВЧ излуче¬ния. Однако оба эти направления финансово не были достаточно обес¬печены для полноценной жизни лаборатории. К тому же в 1966 году В. И. Векслер умер, и тематика «РАМУС» вообще повисла в воздухе.
Перед М. С. Рабиновичем стояла большая проблема: как новым док¬торам и Г. М. Батанову создать сектора и где под них достать деньги. В то время их можно было достать только через военно-промышленный комплекс, предложив разработку какого-либо нового перспективного ви¬да лучевого оружия. Именно лучевого, поскольку как для защиты, так и для нападения требовалось быстрое, безынерционное, почти мгновенное реагирование. Это было постхрущсвскос время, время разгара холодной войны. Именно тогда и у нас, и в США начали разрабатывать лазерное оружие, нечто вроде «гиперболоида инженера Гарина». Кроме слухов я ничего об этом оружии не знал. Знал только, что одно из направле¬ний лазерного оружия носило глобальный характер и его возглавлял академик Н. Г. Басов. Другое же направление носило менее глобальный характер и скорее было нацелено на создание тактического оружия. Воз¬главлял его акад. А. М. Прохоров. Вот и всё, что тогда, в конце 60-х, я знал о лазерном оружии и, честно говоря, большего знать и не хотел - лазер не был моим внутренним импульсом, и, кроме того, им и так занималось слишком много людей.