Интересно, что сами общества были против такого благодеяния государства. «Государство может заставить человека участвовать в системе страхования, но оно не сделает его, ни осторожным, ни бережливым, ни добрым гражданином» - слова Великого магистра Манчестерского Ордена Подмастерьев. Так оно и вышло.
Итак, снижение рождаемости идет где-то с 1880 года, от 5,4 ребенка на женщину до 3,8 в 1910, когда были приняты государственные пенсии, т.е. от многодетной семьи до среднедетной, ближе к верхнему её пределу. Параллельно развитию обществ взаимопомощи. Через поколение, т.е. к 1935 году, рождаемость снижается до в среднем 2,5 детей на семью – семья ещё среднедетна, но уже ближе к нижней границе. Тем не менее никаких сексуальных революций не происходит.
Опять ломала я голову – почему? Задатки к этому были – женщины стали носить более короткие платья, посещать пабы, отношения полов упростились по сравнению с викторианскими. Было уже мощное движение суфражисток – женщины боролись за право голосовать – но не за право быть бесплатными шалавами. О сексуальной революции никто и не думал. Не было ли в середине 30-ых какого-нибудь повышения пенсии?
Оказалось – совсем наоборот. Англия, как и весь запад, пережила 2 мощных кризиса – послевоенный, в 20-ых годах, и в середине 30-ых – депрессию, названную в Америке Великой. Это был кризис перепроизводства, когда производимые товары некому было покупать. Как же увеличить покупательную способность? В это время в Англии появляется ученый Кейнс со своей теорией – покупательную способность увеличить можно – путем увеличения налогов с богатых и за этот счет увеличения зарплат, пособий (и пенсий) рабочим, а также создания новых рабочих мест на государственных работах – строительство дорог, стадионов, уборка и т.д. Теория эта имела большой успех, и была принята к действию в главных странах Запада – США, Франции, Германии – но не в Англии! В Англии пришло к власти правительство консерваторов, которые стали бороться с кризисом традиционными методами, т.е. увольнениями, снижением зарплат, пособий, и, конечно же, пенсий. Вот она, причина – пенсии, и до того бывшие столь малыми, что подразумевали помощь семьи, уменьшились до величины, которой можно пренебречь – а о сексуальной революции никто и не помышлял! Случилась она лишь в середине 60-ых, ещё через поколение, когда все устаканилось.
А что же война? Вторая Мировая? Она не оказала большого влияния – Англия фактически не воевала. Воевала только авиация, да и те вначале рассматривали войну как рыцарский турнир. В начале войны у английских летчиков был обычай провожать сбитого противника через Ла Манш, чтоб удостовериться, нормально ли он сел. Интересно, что именно в военные годы рождаемость в Англии повышается – с 2,1 до 2,5 детей на женщину – что, конечно, свидетельствует о том, как они «славно» воевали. Далее следует послевоенный подъем – до 1964 года(2,8 ребенка на женщину) – после чего и наступает сексуальная революция, и рождаемость уже бесповоротно падает ниже смертности, где и остается.
Сейчас рождаемость немного увеличилась – за счет иммигрантов (хотя это скрывается – данные о численности мусульман в Англии я нашла на сайте Русский Викиликс под грифом «Секретно. Не для иностранцев»). Доходит уже до анекдотов – британский премьер Кемерон призвал соотечественников не рожать так много детей – не больше 2, просил он. Как не больше 2, когда средняя рождаемость и так 1,95, т.е. меньше 2? Кого же он просил – какую группу населения? Да, тех, чьего имени не называем – че..че…че.. честных граждан Великобритании! Уфф!