Приведу отрывок из воспоминаний унтер-офицера 111-й пехотной дивизии вермахта Гельмута Клуссмана:
'В начале войны главным тезисом пропаганды, в которую мы верили, был тезис о том, что Россия готовилась нарушить договор и напасть на Германию первой. Но мы просто оказались быстрее. : Были специальные газеты фронтовые, в которых очень много об этом писали. : Но потом, когда мы оказались в глубине России и увидели, что военной победы нет, и что мы увязли в этой войне, то возникло разочарование:. Многие ждали, что летом 42-го Сталин и Гитлер заключат мир. Это было наивно, но мы в это верили. Верили, что Сталин помирится с Гитлером, и они вместе начнут воевать против Англии и США. Это было наивно, но солдатам хотелось верить.
Отношение к местному населению, к русским, белорусам было сдержанное и недоверчивое, но без ненависти. Нам говорили, что мы должны разгромить Сталина, что наш враг - это большевизм. Но, в общем, отношение к местному населению было правильно назвать 'колониальным'. Мы на них смотрели в 41-ом как на будущую рабочую силу, как на территории, которые станут нашими колониями'.
Написано честно, без лишней ненависти. Кто же будет ненавидеть рабочую скотинку?
Конечно, отдельные русские могли бы достигнуть чего-то в Рейхе, но русские как нация оказались бы в рабстве - и от этого факта никак не отвертеться.
А. Белозерский, 'Вермахт: горечь побед на Востоке' (газета 'Корпус', ?3(5), авг. 2005):
'Увы, военные победы лета сорок первого не позволили германскому руководству объективно оценить ситуацию: Было, очевидно, принято роковое решение. А именно - довести войну с СССР до полного конца, с уничтожением политической, административной, социальной системой Советского Союза, с военной оккупацией европейской части страны: То есть цели Германии из экономических и локальных (создать ресурсную и промышленную базу для противостояния англо-саксонскому империализму) стали политическими и всеобъемлющими (военным путем покорить Советский Союз, отказав его народу в праве иметь собственное государство, национальные институты и этническое самосознание).
По сути, Германия навязала русскому народу тотальную войну - ведь речь для него шла о сохранении своей идентичности'.