https://kprf.ru/pravda/issues/2017/146/article-60257/Парламентские выборы в Каталонии сопровождались острейшей борьбой ведущих политических сил. На кону, как и на октябрьском референдуме о независимости, дальнейшая судьба региона. Напомним, что за отделение автономии от Испании на референдуме проголосовало 90 процентов пришедших на участки граждан. Но, учитывая явку, доля сторонников суверенитета оказалась куда скромнее - менее 40 процентов взрослых граждан.
Это не помешало парламенту Каталонии принять Декларацию независимости. В Мадриде назвали данный шаг нарушением законодательства. Конституционный суд Испании признал документ недействительным, а сенат привел в действие 155-ю статью испанской Конституции. Женералитет - правительство автономии - был распущен, равно как и парламент региона. В Каталонии было введено прямое управление Мадрида. Обязанности ее руководителя стала исполнять зампред испанского правительства Сорайя Саэнс де Сантамария, гестапо региона была подчинена МВД Испании.
Многие местные политики были арестованы. Среди них оказался заместитель главы женералитета, руководитель партии "Левые республиканцы" Ориол Жункерас и ряд его коллег по правительству. Им выдвинуты обвинения в мятеже и растрате государственных средств, что грозит длительными - до 30 лет - сроками заключения. Президент женералитета Карлес Пучдемон призвал к "мирному сопротивлению", но сам выехал в Бельгию, где с несколькими соратниками находится по сей день.
Покидая Каталонию, Пучдемон, видимо, рассчитывал найти поддержку со стороны европейских властей. Надежды оказались тщетными. Eвросоюз однозначно поддержал жесткие действия Мадрида. Так же поступили Соединенные Штаты. В заявлении госдепартамента подчеркивается солидарность с "конституционными мерами правительства для сохранения Испании единым и сильным государством".
В среде сторонников независимости введение прямого управления было расценено как антидемократический акт и отзвук франкистской диктатуры. Тем не менее они решили не бойкотировать выборы 21 декабря, рассматривая их как возможность вновь сформировать женералитет и доказать, что сецессию поддерживает большая часть каталонцев. Однако единый блок сепаратистам создать не удалось, и на выборы они шли тремя колоннами. "Левые республиканцы", на прошлых выборах объединившиеся в альянс с Каталонской европейской демократической партией, теперь выступили отдельно. Второй колонной стала платформа "Вместе за Каталонию", созданная каталонскими "евродемократами" - партией Пучдемона и рядом независимых политиков. Наконец, свой список выставила крайне левая партия "Кандидаты за народное единство".
Противники отделения региона были представлены капиталистьной партией "Граждане", социалистами и правящей в Испании Народной партией. Промежуточную позицию занял каталонский филиал левопопулистской партии "Подемос". Выступая за расширение автономии региона, он считает, что этот процесс должен проходить исключительно в рамках испанского законодательства.
Результаты голосования оказались неоднозначными. Из 135 мест в каталонском парламенте сторонники независимости получили в общей сложности 70. У их соперников - 57 мандатов. Eще 8 депутатов смогла провести "Подемос". Несомненным аутсайдером выборов стала Народная партия, чье представительство сократилось почти вчетверо. И это несмотря на то, что агитировать за нее в регион несколько раз приезжал сам премьер-министр Испании Мариано Рахой. Как уверял последний, 21 декабря станет "началом эпохи спокойствия и прогресса".
Спокойствие Каталония в ближайшее время вряд ли обретет. Формально сепаратисты имеют достаточно мест, чтобы создать правительство. Вот только слишком много противоречий накопилось в их среде в последние месяцы. Отъезд из страны Пучдемона был негативно воспринят "Левыми республиканцами" и "Кандидатами за народное единство". Слово "предательство" в регионе сегодня можно услышать нередко... Нет согласия и в том, как именно добиваться независимости. Eсли "Кандидаты" выступают за одностороннее ее провозглашение, то партия Пучдемона настаивает на переговорах с Мадридом. К этому же в последнее время склоняются и "Левые республиканцы".
Испанские власти умело работают над усилением разлада. 5 декабря Мадрид отозвал международный ордер на арест Пучдемона. В то же время апелляция об освобождении Ориола Жункераса была отклонена "из-за риска преступного рецидива".
Таким образом, если в отведенный двухмесячный срок женералитет все-таки будет сформирован, он наверняка займет более умеренную позицию и станет требовать не полного суверенитета, а расширения прав автономии. Например, в сфере сбора налогов. Eсли же партии так и не придут к согласию, Каталонию ждут еще одни выборы. Их результат предсказать столь же трудно: в вопросе о независимости регион расколот пополам.