Ничто не ново....
оказывается, что нечто подобное уже случалось на Руси.
Но опять наступаем на те же грабли...
"Не в последнюю очередь данный интерес был стимулирован и
тем серьезным идеологическим потрясением, которое пережила
православная Русь в конце XV века, когда в Новгороде, а затем и
в Москве, подобно заразе, распространилась так называемая ересь
"жидовствующих", охватившая самые различные слои
русского люда. Борьба с ересью потребовала мобилизации всех
духовных сил лучших представителей православной церкви, что
было особенно трудно, так как поначалу на закордонную пустышку
клюнул и отнесся к ней не без благосклонности сам Великий князь
Московский Иван III. По счастию, Государь всея Руси был быстро
образумлен и направлен на путь истинный главным
ниспровергателем ереси "жидовствующих" Иосифом Волоцким
(1439/40 -- 1515).
А начиналось все просто и невинно. Находясь под
непрекращающимся давлением Москвы и изнемогая от внутренних
противоречий, одна из антимосковских группировок,
ориентировавшихся на Литву, пригласила в 1470 г. в Новгород
литовского князя Михаила Олельковича. В его свите прибыл и
ученый-астролог, иудей-караим, уроженец Кафы (ныне Феодосия) по
имени Схария (Захарий Скара). Князь Михаил вскоре возвратился
домой, а Схария не только остался, но и пригласил из Литвы еще
двух ученых евреев. Вместе они-то и развернули в Новгороде
тайную еретическую пропаганду -- сначала среди православного
духовенства, а затем и среди мирян, загипнотизировав всех
своими пророчествами и посулами.
Отчего же вдруг возник такой повальный психоз и
православные люди враз клюнули на иудаистическую казуистику?
Причин тут много, но воздействовали они комплексно. Первая
причина -- политическая: боязнь московской экспансии и
неприятие всего московского (отсюда -- постоянные заигрывания с
неправославными соседями, в том числе с Речью Посполитою,
Ливонией и Швецией). Вторая причина -- гуманистическая: русские
всегда тянулись к новому знанию, а ученые иудеи привезли в
Новгород последние достижения европейской науки и множество
доселе неизвестных на Руси книг по астрономии, астрологии,
логике, гадательной практике и т.п. Наконец, третья причина,
обусловившая массовый интерес к пропаганде Схарии и его
приверженцев, -- эсхатологическая,
связанная с ожиданием в
скором времени Конца света и Страшного суда. 
По христианскому летосчислению в 1492 году наступала 7-я
тысяча лет от библейского сотворения мира (5508 лет до
рождества Христова + 1492 года после Рождества Христова = 7000
лет). Мистическая, идущая от язычества вера в тайный смысл
цифры 7 привела христианский мир к выводу: близится день
Страшного суда, мир движется к своему концу.В православных
пасхалиях исчисление празднования Пасхи -- Воскресения Христова
доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492
году делались приписки: "горе, горе достигшим до конца веков"
или "зде страх, зде скорбь, аки в распятии Христове сей круг
бысть, сие лето и на конце явися, в нем же чаем и всемирное
твое пришествие".
Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно
казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата -- в
ночь на 25 марта 1492 года. И вот в этой обстановке полной
обреченности и безнадежности
вдруг появляются три ученых еврея, 
которые, опираются на Тору и Талмуд.
И православные новгородцы, а вслед за ними и москвичи,
досель слыхом не слыхавшие ни о какой
талмудической или
каббалистической премудрости, с ходу отказывались от символа
веры и догмата Святой Троицы (по иудаистическим канонам
признается только Бог-отец -- Яхве; Христос же был простым
смертным, поделом распятым, истлевшим и никогда не
воскресавшим; ну а Святой Дух -- всего лишь "сотрясение
воздуха", то есть дыхание). Это только один из шестнадцати
еретических тезисов, отстаиваемых "жидовствующими", которые
были подвергнуты беспощадной богословской критике Иосифом
Волоцким в его известнейшем и обширнейшем сочинении, получившем
название "Просветитель".