Все производимые в социалистическом обществе материальные ценности будут оставаться в руках непосредственных производителей. Рабочие и крестьяне, а не капиталисты с чиновниками станут хозяевами общественного продукта; именно они будут главными, уважаемыми фигурами в обществе. Благодаря тому, что в руках производителей, рабочих и крестьян, останется весь производимый ими общественный продукт (и прибавочный в том числе), они смогут нанимать инженеров, техников, бухгалтеров, учителей, врачей, спасателей и пр. работников для общественно-полезных работ, платя им заработную плату из прибавочного продукта.
Далее. Поскольку люди социалистического общества будут точно знать, сколько часов труда заключено в производимых ими продуктах, то им уже не нужно будет выражать их в третьем продукте: в деньгах. Их можно будет заменить трудовыми единицами, которые в первое время могут сохранять форму бумажных денег как многоразовых квитанций, свидетельствующих о том, что их владелец отработал на пользу общества такое-то количество часов. Поскольку в социалистическом обществе нельзя будет сразу избавиться от капиталистических традиций и стереть разницу между простым, квалифицированным и умственным трудом, и сам труд не будет ещё являться первой жизненной потребностью всех членов общества, постольку и здесь будет сохраняться различие в оплате труда. Следовательно, и в социалистическом обществе один будет получать больше, чем другой, окажется богаче другого. Но здесь невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя будет захватить в частную собственность средства производства, фабрики, машины, землю и прочее. Здесь произведённый социалистическим «синдикатом» общественный валовой продукт (средства производства, военное оружие и предметы потребления) заключает в себе необходимый труд (то есть труд, необходимый для воспроизводства средств производства и обеспечения жизненными средствами рабочего класса) и прибавочный труд; но плоды этого прибавочного труда – прибавочный продукт разнообразной формы – служат не для обогащения эксплуататоров, как в буржуазном обществе, а для производственных и военных нужд «государства вооружённых рабочих», обеспечения жизненными средствами как всего непроизводительно-трудящегося населения, так и неспособных к труду людей (инвалидов, стариков и т. д.). – Ведь весь произведённый рабочим классом общественный продукт по-прежнему остаётся в руках «государства вооружённых рабочих», в руках его непосредственных производителей, и через представителей рабочих распределяется (за вычетом средств производства и вооружения) между всеми работающими членами «государства-коммуны» сообразно тому, сколько часов посвятил общественно-полезному труду каждый отдельный индивид.
При таких условиях общественный продукт, распределяемый между всеми работающими членами общества через общественные склады и магазины, не превращается в товар и не господствует над производителем, как в буржуазном обществе. Он не превращается здесь в товар и не господствует над производителем потому, что все средства производства, фабрики, заводы, земля и прочее, находятся в общей собственности «государства вооружённых рабочих»; и потому, что все граждане здесь являются служащими по найму не у «государства ЧИНОВНИКОВ», отделённых от народа и противопоставленных ему, как это было в «СССР», а у «государства вооружённых РАБОЧИХ», представляющих сам народ, как это было при Ленине. Вооружённые рабочие, организованные в Советы, сами подыскивают для своих предприятий (с известной оплатой труда) рабочих, техников, инженеров, бухгалтеров и т. д.