Вот эта информация поможет понять. Преступники-ли революционеры???
Пока был жив Орджоникидзе, с которым Енукидзе и Сталин составляли дружественное трио, Сталин воздерживался от нанесения удара бывшему другу. Но в феврале 1937 г. Орджоникидзе «внезапно» умер, и Сталин решил избавиться от друга.
Когда Енукидзе услышал, что его обвиняют в измене родине и шпионаже, он разрыдался. До этой минуты он, по-видимому, был уверен, что Сталин не может применить к нему крайние меры. 2) Своим следователям Енукидзе сообщил действительную причину конфликта со Сталиным. «Все мое преступление, — сказал он, — состоит в том, что когда он сказал мне, что хочет устроить суд и расстрелять Каменева и Зиновьева, я попытался его отговаривать. "Coco, — сказал я ему, — спору нет, они навредили тебе, но они уже достаточно пострадали за это: ты исключил их из партии, ты держишь их в тюрьме, их детям нечего есть. Coco, — сказал я, — они старые большевики, как ты и я. Ты не станешь проливать кровь старых большевиков! Подумай, что скажет о нас весь мир!" Он посмотрел на меня такими глазами, точно я убил его родного отца, и сказал мне: "Запомни, Авель, кто не со мной — тот против меня!"»
19 декабря 1937 г. в газетах появилось короткое сообщение: военный трибунал на закрытом заседании приговорил Енукидзе, а заодно и Карахана 3) и еще пятерых к смертной казни за шпионско-террористическую деятельность (Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. СПб.. 1991. С. 282). Почти одновременно были репрессированы брат Авеля — Семен Енукидзе— и его жена.
Книгу А. Енукидзе «Подпольная типография на Кавказе», вышедшую в 1934 г.4) Берия буквально смешал с грязью. Он считал, что эта книга составлена «в капиталистьно-меньшевистском духе» и полна «грубейших извращений». Енукидзе будто бы «выдвигает свою персону на первый план», «умаляет роль и значение товарища Кецховели».
Причина критики понятна: слабо отражена роль Сталина в революционном движении в Закавказье. По настоянию руководства Института Маркса-Энгельса-Ленина Енукидзе публично выступил в «Правде» 16 ноября 1935 г. с признанием своих ошибок.
В 1932 г. А. Енукидзе был награжден орденом Ленина (Шаумян Л. Стойкий большевик.// Правда. 1962. 19 мая).
Примечания
1) М.А. Сванидзе свидетельствует: «Авель... колоссально влиял на наш быт в течение 17 лет после революции. Будучи сам развратен и сластолюбив, он смрадил все вокруг себя — ему доставляло наслаждение сводничество, разлад семьи, обольщение девочек. Имея в своих руках все блага жизни, недостижимые для всех, в особенности в первые годы после революции, он использовал все это для личных грязных целей, покупая женщин и девушек. Тошно говорить и писать об этом. Будучи эротически ненормальным и, очевидно, не стопроцентным мужчиной, он с каждым годом переходил на все более и более юных и, наконец, докатился до девочек в 9-11 лет, развращая их воображение, растлевая их, если не физически, то морально. <...> Женщины, имеющие подходящих дочерей, владели всем, девочки за ненадобностью подсовывались другим мужчинам, более неустойчивым морально. В учреждение набирался штат только по половым признакам, нравившимся Авелю. Чтобы оправдать свой разврат, он готов был поощрять его во всем — шел широко навстречу мужу, бросившему семью, детей, или просто сводил мужа с ненужной балериной, машинисткой и пр. <...> Под видом "доброго" благодетельствовал только тех, которые ему импонировали чувственно прямо или косвенно» (Сванидзе М.А. Дневник // Иосиф Сталин в объятьях семьи. М., 1993. С. 183). Лев Разгон утверждает, что в конце 20-х годов Сталин «...начал участвовать в той свободной и веселой жизни, которую вел его самый близкий, еще с юности, человек — Авель Енукидзе — и тогда пошли слухи о том, что "железный Коба" размягчился» (цит. по: Оккультные силы СССР. СПб., 1998. С. 217).
2) Интересно в связи с этим привести мнение секретаря Сталина Б.Г. Бажанова. Он писал: «Не будет никаким преувеличением сказать, что Сталин — человек совершенно аморальный. Уже Ленин был аморальным субъектом, к тому же с презрением отвергавшим для себя и для своих профессиональных революционеров все те моральные качества, которые по традициям нашей старой христианской цивилизации мы склонны считать необходимым цементом, делающим жизнь общества возможной и сносной: порядочность, честность, верность слову, терпимость, правдивость и т. д.
По Ленину, все это — мораль буржуазная, которая отвергается; морально лишь то, что служит социальной революции, другими словами, что полезно и выгодно коммунистической партии. Сталин оказался учеником, превзошедшим учителя (Бажанов Б.Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М., 1990. С. 151,158).