*
В 1862 году Валентин Келлер, завербованный в Гамильтоне, штат Огайо, поступил на службу в армию Союза (имеется в виду армия Северо-Американских Соединенных Штатов. – Прим. ред.). Ему было 26 лет, он был тщедушным, ростом чуть выше 160 см, и только что получил американское гражданство. В документах при приеме на военную службу он написал, что его профессия – портной. На следующий год он с почетом был отправлен в отставку, абсолютно больным и изможденным. У него были проблемы с легкими, он с трудом передвигался по причине артрита бедерного сустава. Он умер в 41 год от водянки, что свидетельствует о том, что, вероятно, он умер от остановки сердца, ставшей причиной заболеваний, напрямую не связанных с военной службой. Его жена Отилия, которой было 39 лет, умерла на месяц раньше мужа, и в заключении о ее смерти говорилось, что она умерла от "истощения".
Во времена Валентина Келлера люди заболевали какими-то хроническими болезнями к 40-50 годам. Потомки Келлера страдали от болезней легких, сердца и печени. Они умирали в возрасте от 50 до 60 лет. Но сейчас ситуация изменилась: дети в его семье достигают среднего возраста, некоторые уже преодолели его, и в целом со здоровьем у них все в порядке. "Я чувствую себя хорошо", – заявил пра-пра-пра-правнук Крег Келлер, которому сейчас 45 лет. Он говорит, что у него нет проблем со здоровьем, как и у его жены Сэнди, которой также 45 лет.
Семья Келлер является примером того, что может оказаться самым необычным поворотом в жизни людей: из маленьких, слабых и болезненных они превратились в высоких, полных и крепких, совсем не похожих на своих предков. Но научно грамотными можно признать лишь примерно 28% американцев, 14% европейцев и 5% японцев.
Среди отдельных стран лидирует Швеция (35%), за ней идут США, далее Нидерланды (24%), Норвегия, Финляндия и Дания (22%). Рейтинг полностью выглядит так: Болгария - 19%, Исландия, Бельгия, Германия - по 18%, Франция, Швейцария, Чехия и Люксембург - примерно 17%, Венгрия - около 15%, Великобритания - 14%, Эстония, Италия и Хорватия - в районе 12%, Австрия и Словакия - 10%, Ирландия - 9.4%, Польша - 9%, Испания - 8.6%, Греция - 6.5%, Португалия и Румыния - 6%, Япония - 5%, Мальта - 4.8%, Литва - 3.3%, Кипр - почти 3%, Латвия - 2.2%, Турция - 1.5%. Россия в исследовании участия не приняла.
Несмотря на то, что эти показатели кажутся не особо впечатляющими, они показывают заметный прогресс - в 1970-е-1980-е годы научно подкованными были не более 10% жителей США. Одна из причин прогресса в этой сфере - обязательные для американских студентов курсы по фундаментальным научным дисциплинам. Это позволяет скорректировать провалы школьного образования: на международных научных олимпиадах школьников американцы традиционно не преуспевают.
Еще один аспект, на который обращает внимание Миллер: американцы не воспринимают идею эволюции. Ныне лишь около 40% взрослых жителей США согласны с дарвиновской теорией происхождения видов - намного меньше, чем в Европе (к примеру, в Исландии, Дании и Швеции этот показатель равен 80%). По этому показателю хуже США - лишь Турция. Миллер утверждает, что причиной этого является религиозный фундаментализм: в Турции он основан на Коране, в США - на Библии. Уникальная американская особенность - вовлечение научных дебатов об эволюции в реальную политическую жизнь. Среди всех индустриально развитых государств только в США существует мощная партия (Республиканская), которая постоянно использует в своей политической работе тезис о неприемлемости принятия теории Дарвина.
АНТОН К., ну и?
