Русский каганатРусский кагана́т — гипотетическое государственное образование во главе с русами в IX веке, хронологически предшествовавшее Киевской Руси.
В ряде источников IX века правитель русов назывался каганом (хаканом). Самое раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно русским летописям, ещё не существовало Киевского княжества Рюриковичей. Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русы могли заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси не употребляется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI — XII вв. применительно к киевским князьям. Полагают, что в это время он использовался неофициально, как панегирик, так как не являлся христианским.
Историография Русского каганата
Ареал волынцевской культуры в VIII векеОбщепринятого взгляда на историю Русского каганата не существует по причине отсутствия подробных источников по политическому укладу жизни восточных славян и руси в 1-й половине IX века. Исследователи согласны, что в своём первоначальном виде он мог существовать только до 2-й половины или конца IX века, затем уступив место объединениям, описанным в русских летописях. Время его возникновения и отождествление с каким-либо союзом восточно-славянских племён может быть определено только гипотетически.
Среди вариантов местоположения Русского каганата называются:
Среднее Поднепровье — территория полян (официальная советская историография; Б. А. Рыбаков; Л. Н. Гумилёв, А. П. Новосельцев, А. В. Назаренко),
Славянский север, где раньше всего фиксируется скандинавское присутствие (Ладога—Рюриково городище в Новгороде— Ростов—Старая Русса[8]) (В. В. Бартольд, О. Прицак, К. Цукерман, Д. А. Мачинский, Дж. Шепард, А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов)
Приазовье (Г. В. Вернадский),
Район от Левобережья Днепра до Среднего Дона и Верхней Оки (В. В. Седов, Е. С. Галкина).
Нет единства в вопросе, что обозначал титул каган. Обычно считается, что он отражал великодержавные претензии русов, во-первых, на равенство с хазарами, во-вторых, на соперничество с ними в контроле над славянскими племенами. Согласно менее распространённой точке зрения (П. Голден, О. Прицак), он, наоборот, свидетельствует о вассальной зависимости русов от хазар, поскольку в политической системе Хазарии существовало несколько «младших» каганов.
Наибольшее внимание в историографии уделяется реконструкции обстоятельств посольства 839 года. По мнению К. Цукермана, пристальное внимание к судьбе росских послов двух наиболее могущественных правителей Европы свидетельствует о том, что Русский каганат к тому времени уже продемонстрировал Византии свою военную силу. Посольство в Константинополь, направленное для мирных переговоров, могло быть следствием военного конфликта между каганатом и империей. В качестве такого конфликта может рассматриваться нападение на Амастриду в начале 830-х годов.
В российской историографии 1990-х — 2000-х гг. получили известность авторские концепции Русского каганата В. В. Седова, который отождествил его территорию с волынцевской археологической культурой[ Е. С. Галкиной — считает русов аланским племенем, носителем донского варианта], и А. А. Горского, который присоединился к идее, ранее высказанной О. Прицаком, о том, что Русский каганат обязан своим возникновнием родственнику хазарского кагана, бежавшего из Хазарии в ходе разразившейся там политической смуты.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82