Вагоны слетели боком на щебёнку, на скорости не ниже 150 км/час и сразу взрыхлили землю, так как трение там очень высокое. Ситуация похожая на резкое торможение на высокой скорости; 100км/час, педаль тормоза в пол, и башка не пристёгнутого спящего пассажира на первом сидении пробивает лобовое стекло, а тут минимум 150 км/час.
Ну что ж. Посчитаем.
Поезд - единое тело, вообще-то!
Сколько там было вагонов? 12, в т.ч. ресторан
Завалился ресторан, бухой был наверное
Пять следовавших за ним вагонов соскочили с рельс, но на колёсах устояли.
Коэффициент трения скольжения :
сталь/сталь =0,1
Прыгавший по щебёнке на колёсах - ни как не больше еденицы.
Ресторан - в пределах 2.
Локомотив - ЧС-200 - 156тонн
Вагон с пассажирами - 40тонн
Вагон-ресторан - 45тонн.
Считаем.
((156+6*40)*0,1+5*40*1+1*45*2)/(156+11*40+45)=329,6т*g/641т =
0,51g.
Для справки: экстренное торможение раздолбанных "Жигулей" - 0,7-0,8g.
0,51ж вполне достаточно, что б сверзившись с верхней полки хряснуться башкой о стоящую на столе недопитую бутылку, но Невский Экспресс - поезд сидячий. Кто едет задом наперёд - вообще в безопасности. Кто лицом вперёд - максимум стукнется лбом о поролоновый подголовник впереди. Неприятно, но не смертельно. Есть некоторые проблемы у тех немногих пассажиров, что едут лицом вперёд, но перед ними ряд кресел спиной вперёд (4 места/вагон). Если перед тобой костлявая анорексичная фотомодель - возможны ушибы, если настоящая русская баба - возможен оргазм!
Хуже всего тому, кто сидел орлом со спущенными портками на нержавеющем унитазе. Вот его и правда могло приложить вплоть до насмерть башкой о крючок для полотенца. Вот тут и правда повезло, если таковой имелся! Впрочем...
Локомотив и 6 вагонов - проскочили.
1 секунда (больше чем у авто) у экипажа ушла на реакцию - дачу тормоза - срабатывание тормозов по всему составу.
За это время состав успел проскочить 50м. 6 вагонов - 138 м. Т.Е. почтио 2 секунды поезд тормозил в штатном режиме 0,1g, может даже побольше: вскакивающие на рельс после полёта над дырой колёса стукались о рельс всё же не совсем по касательной и тоже дополнительно притормаживали.
Так что у мыслителя в сортире было 2 секунды, чтоб упереться в стенку, а у сонного пассажира что бы проснуться от торможения и по бабьим ахам-визгам понять, что что-то не то!
По камерунскому поезду. См фото: он лежит весь!!! Начиная с локомотива. Там везде 2Ж было! Более того. В случае с Невским Экспрессом устоявшая на рельсах часть состава тянула телепающиеся по шпалам-щебню вагоны за собой и какое то время стабилизировала их в вертикальном положении. Но даже когда они завалились - продолжала тянуть, и не давала резко остановиться.
В Камеруне картина другая: вагоны стали догонять упавший тепловоз, обычно в таких случаях они становятся на дыбы, и тогда у пассажира есть риск упасть не с высоты сиденья над рельсом-щебнем (2-2,5м) а почти с длины вагона (под 20м).
Кстати о щебне! Вся октябрьская ЖД отсыпана щебнем карельских гранитов, а они, зараза,
а) скользкие,
б) плохо взрыхляются, как за счёт скольжения, так и за счёт того, что попросту прочные.
Так что коэффициент трения 2 - это совсем уж много! Там бы хоть единичку наскрести!
Смотрим фото.
Оп-па! А ресторанчик то лежит на рельсах встречного пути! То есть он скользил по ним со свистом и ускорения ещё меньшё!!!
Это дельное замечание... Нужно знать каков был тормозной путь у слетевших вагонов, тогда можно подсчитать отрицательное ускорение.
Тээээкс...
Рвануло под второй секцией локомотива. За 30 метров до моста. Длина моста - 40 м. Последний вагон валяется в 50 м за мостом. Итого 30+40+50+12*23=419м Отсюда среднее ускорение=2,98м/с^2 =0,3g т.е. 0.5ж - это близко!