Я, уважаемый Самир, не зря использовал термин "первобытный", т.е. я говорил о временах до появления такого понятия как "грех".
Но вообщем природа человека больше склонна ко злу, а не к добру.
Совершить зло легко и приятно, а для того чтобы совершить добрый поступок, необходимо усилие.
Некоторые темные стороны человеческой натуры находят объяснение в общем пессимистическом взгляде на человеческую природу.
О том, что "…зло в сердце человека - с юности его…", говорится уже в первой книге Пятикнижия - "Брейшит" (8:21), и с тех пор мало что изменилось.
Но поскольку зло не обладает автономным существованием, его живучесть невозможно объяснить некой врожденной склонностью человека к извращению своего естества. Аномалия питается самыми разными причинами, но проистекают они не из объективного "природного зла", а из субъективной человеческой слабости.
Борьба тела и духа, к которой часто стараются свести объяснение внутреннего конфликта, вовсе не есть борьба добра и зла. В этой борьбе сиюминутные желания и стремления, требующие немедленного удовлетворения, сталкиваются с более разумным и полным видением мира, в котором главную роль играют интересы будущего.
Иными словами, сиюминутное борется с вечным или удовольствие - с целесообразностью. Грех можно рассматривать как "помрачение разума", заставляющее человека забыть о своем долге, о своих истинных интересах ради минутного увлечения. Об этом сказано: "не согрешит человек, пока не обуяла его глупость". А глупость чревата ошибкой или добровольным заблуждением, приводящим к греху. Злой умысел и даже открытое неповиновение проистекают из-за ошибки, неправильной оценки происходящего.
Такое понимание греха не ведет к всепрощенчеству, но позволяет по-новому понять смысл наказания, постигающего грешника, независимо от того, исходит оно от Б-га или от общества. Небесная кара - не месть. С определенной точки зрения ее можно рассматривать как естественное следствие извращения или ошибки.
Таким образом, пафос морального служения состоит не столько в актуализации свободы выбора, когда перед лицом зла человек избирает добро, сколько в углублении самосознания, ибо чем осознаннее человеческое поведение, тем труднее греху сбить человека с пути.