Киев в эпоху расцвета Киевской Руси
Развитие ремесел и ювелирного искусства
Развитие ювелирного искусства
Большое число ювелирных изделий древнего Киева выполнено в технике филиграни, или скани, а также тесно связанной с ней зерни. Это трехбусинные серги киевского типа, лунницы, звездочные колты, оже-релья, медальоны, оклады икон. Чтобы представить себе уровень техни-ческого мастерства древних мастеров, следует сказать, что на сравни-тельно небольшие звездочные колты они умели напаивать 5000 микро-скопических колечек и посадить в них столько же зерен.
Изготовление украшений в технике скани – из тонкой золотой проволо-ки они скручивали небольшие ажурные бусины, выкладывали тонкие узоры на обрамлениях медальонов, окладах книг. Древние мастера в со-вершенстве владели пайкой. Им были известны практически все прие-мы современного ювелирного искусства.
Для получения тонкой проволоки применялась техника волочения. Наиболее трудной задачей было получение проволоки крупного калибра (2-3 мм) для шейных гривен.
Такую технологию не смогли повторить больше нигде!
Одним из интереснейших технологических приемов художественного ремесла являлось искусство чернения. В этой технике изготовлены се-ребрянные браслеты, колты, перстни, медальоны, некоторые виды бронзовых крестов энколпионов. Сложной технологией приготовления черни (в состав входили серебро, красная медь, сера, поташ, бура и соль), а также нанесения ее на изделия, киевские мастера владели сво-бодно.