Специалисты еще есть
Украинские компании, работающие в области нанотехнологий, как-то отстранены от внутреннего рынка, поскольку работают преимущественно на экспорт. «Сверхъемкие электронные схемы, новые виды материалов и топлива, лекарства, косметика – по всем этим направлениям сейчас идет работа в Украине. Эти же направления, по моему мнению, останутся перспективными на ближайшие 10-15 лет», – прогнозирует специалист по коммерциализации технологий Арарат Егизарян.
Как правило, украинские нанокомпании – это предприятия при университетах и НИИ, основателями которых зачастую являются ученые, овладевающие новейшими технологиями на коммерческих началах. Так, например, Донецкий физико-технический институт им. Галкина продвигает на рынок нанопорошки – использование этих материалов при производстве керамики, по информации разработчиков, увеличивает срок эксплуатации изделий вдесятеро. Ноу-хау ученых сегодня уже используется на некоторых шахтах Донбасса. НТЦ «Нанотехнология» разрабатывает покрытия и материалы с уникальными физическими и химическими свойствами, которые обеспечивают высокие показатели износоустойчивости.
«В советское время мы работали на оборонку – разрабатывали системы прицеливания для ракет. Те принципы и разработки, которые у нас были тогда, пригодны для использования в других сферах, – говорит Сергей Петренко, доктор технических наук, директор научно-производственного предприятия «Лилея». – Мы начали производить приборы для формирования движения и управления им в микро- и нанопространстве. Догнать клетку, деликатно подойти к ней, зафиксировать ее – это не менее сложный комплекс работ, чем стыковка космических кораблей. Для всех этих операций необходимо оборудование, производством которого и занимается наше предприятие. На внутреннем рынке мы продвигаем пьезоэлектрические моторы. Одна из наших последних разработок – клапан на базе наномотора. Это высокоточный прибор, работающий со скоростью электронной схемы».
Министерствам сегодня не до нанотехнологий, у них финансирование уходит на латание дыр и выплату зарплат. Поэтому украинские нанокомпании существуют, в основном, вне национальных проектов и не получают государственного финансирования. Действующие же специалисты говорят следующее: «Некоторые дельцы, умеющие лихо отхватывать куски от Академии наук, в 90-х годах вывезли за границу немало перспективных разработок наших ученых и рассчитались за это обещаниями и воздушными замками. Эти люди сейчас создают нанотехнологические фирмы в Израиле и на Кипре. Теперь из-за них наши изобретатели остерегаются инвесторов». В принципе, такое происходило по всему постсоветскому пространству.
Академик Антон Наумовец еще до кризиса так обрисовал существовавшую обстановку: «Отечественная наука довольно естественно вошла в наноотрасль. Первые исследования на наноуровне украинские ученые вели еще в довоенные годы – работали с коллоидными растворами, изучали свойства нанопленок и наночастиц. И сейчас в некоторых областях нанознаний у нас имеются оригинальные разработки. Так, например, в Донецком физико-техническом институте им. А.А. Галкина НАН Украины предложен метод винтовой гидроэкструзии – винтовой деформации металлов под давлением, благодаря чему образуются новые материалы с нанокристаллическими зернами и улучшенными механическими характеристиками. В частности, прочность таких материалов возрастает вдвое.
Я бы выделил две самые перспективные области применения украинских нанотехнологий – электроника и материаловедение. Однако для успешной работы на наноуровне необходимо современное дорогое оборудование, на приобретение которого Украине часто не хватает денег. Развитию украинских нанотехнологий содействует международное сотрудничество. У нас общая с россиянами программа в области нанофизики и наноэлектроники, есть подобная украинско-немецкая программа, имеются также договоренности с другими государствами. Это сотрудничество обеспечивает украинским ученым доступ к самому современному оборудованию, без которого невозможны полноценные исследования. Конечно, нужна программа национального масштаба, которая позволила бы развить те направления украинских нанотехнологий, которые сегодня конкурентоспособны на мировых рынках. Нам очень важно не утратить темпы развития нанонауки. Если Украина потеряет свой потенциал в области нанотехнологий, она будет обречена на роль поставщика сырья для мировой экономики. Ведь в будущем даже успешное развитие медицины и сельского хозяйства будет едва ли возможным без внедрения наноразработок…».
Как видите, не ошибся академик. Программы до сих пор нет. Потенциал уходит, да и на роль поставщика сырья для мировой экономики в кризисный период уже также сложно претендовать. Конкурентов хватает.