На сегодня КНР стала третьей страной мира после СССР и США, отправившей человека в орбитальный космический полет.
На первом этапе полет китайского КК с человеком на борту должен был решить лишь одну - главную - задачу: доставить в космос и благополучно вернуть с орбиты на землю китайского космонавта. Этой главной задачей, по сути, и определялись мотивы и аспекты программы, в том числе проектно-компоновочные особенности космического корабля.

Опыт полетов зарубежных пилотируемых КА привел руководителей китайской аэрокосмической отрасли к решению взять за основу "универсальный" российский "Союз". Однако правильнее было бы сказать, что "Шэнь Чжоу" ("Волшебный корабль", в английском варианте Shen Zhou) - это симбиоз трех оригинальных технологий: российской, a la "Союз", китайской и западной, чья электроника и элементная база уже везде.
Китайский корабль очень напоминает "Союз" и внешне, и во множестве деталей.

Спускаемый аппарат (СА) "Шэнь Чжоу" имеет такую же сферическо-коническую форму ("фара"), аналогическое размещение оптического визира, двигателей ориентации и парашютного контейнера

Что можно сказать о самом корабле Линейные размеры его спускаемого аппарата увеличены по сравнению с СА "Союза" примерно на 14% (в диаметре - почти до 2,5 м), объем - в полтора раза. В принципе это можно назвать "собственной разработкой"; а, с другой стороны, повторив соотношение размеров и параметры балансировки, реально существенно "сэкономить" на аэродинамических и других испытаниях. Экипаж китайского корабля мог бы достичь четырех человек и более, если бы руководители программы отважились разместить космонавтов "в два этажа", чего, однако, не случилось. Приборно-агрегатный отсек доработан под имеющиеся компоненты (двигатели, солнечные батареи и пр.). А вот самый простой и понятный орбитальный модуль заменен на собственную конструкцию. Хотя в какой-то степени он напоминает бытовой отсек самого первого проектного варианта корабля "Союз" для лунного облетного комплекса.
Надо полагать, что китайские специалисты решили оптимизировать процесс отработки космического корабля и на долю орбитального модуля - в полном соответствии с его назначением - выпало обеспечение разработчиков информацией "на будущее" о работоспособности и реальных технических возможностях бортовых систем ориентации и стабилизации, маневрирования на орбите, электропитания, терморегулирования, радиоэлектронного и датчикового комплексов...
Наличие на орбитальном модуле солнечных батарей связано, по-видимому, с возможностью в будущем его автономной работы после отделения возвращаемого аппарата. Вполне вероятно, что в зависимости от программы полета орбитальный модуль может выполнять функции как бытового отсека и шлюзовой камеры, так и автоматического космического аппарата - вплоть до малого модуля будущих орбитальных станций.
Судя по фотографиям, на внешней поверхности орбитального модуля установлены датчики таких систем как оптическая или инфракрасная система построения местной вертикали, магнитометрического курсоуказателя, возможно, также системы ориентации на Солнце - как на советском "Востоке". Все они предназначены для того, чтобы правильно выдать тормозной импульс и тем самым гарантировать благополучное возвращение космонавтов на Землю. Конечно, эти системы дублируют друг друга, но так кашу маслом не испортишь. Опять же сравнение характеристик работы одинаковых по назначению систем в реальном полете весьма пригодится в дальнейшем. Получив свой собственный бесценный опыт, ту самую "печку, от которой танцуют", можно будет, уже не копируя, а, понимая, реализовать, свой метод решения.
Реальная отработка корабля "Союз" в СССР - от "первых блинов" до уверенных полетов - заняла около 10 лет. "Шэнь Чжоу" благодаря максимуму заимствований с прототипа и применению китайскими инженерами собственных отработанных технических решений прошел этот путь значительно быстрее.
И вполне возможно, что обитатели первой постоянной лунной базы будут говорить на китайском языке.
http://www.rian.ru/analytics/20060911/53728943.html