Часть 2
…И ГРЕБНЫЕ ШЛЮПКИ В ПРИДАЧУ
52 корабля и судна вспомогательного назначения – это, конечно, плод фантазий, если в это число не включены гребные шлюпки для флотских соревнований. А что? Они тоже способствуют морской практике и помогают укреплению здоровья моряков.
Начнем с того, что под вспомогательными судами ВМФ понимаются, согласно классическому труду Авкентия Килессо «Корабли и суда военно-морского флота», плавсредства, предназначенные для «материально-технического обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей и военно-морского флота в целом».
И далее: «Эти суда, способные действовать на удаленных театрах, обладают мореходными качествами океанских судов». Какие же суда из вновь пополнивших ВМФ в прошлом году обладают таким качествами?
Вышеназванные «Янтарь», «Академик Ковалев», «Игорь Белоусов» и примкнувшая к ним модернизированная «Яуза». Больше назвать нечего.
Впрочем, в минувшем году отечественный ВМФ пополнился и другими новобранцами – сухогрузами «Двиница-50», «Вологда-50» и «Кызыл-60», купленными у турецких судовладельцев, и «Казань-60» – бывшим украинским перешедшим через руки монгольского посредника.
Все они имеют большие сроки службы и предназначены для работы на линии «сирийских экспрессов» – для доставки военных грузов из российских черноморских портов в Тартус, откуда идет обеспечение частей Воздушно-космических сил России на авиабазе Хмеймим.
По свидетельству севастопольских судоремонтников, теплоходы из «турецкого призыва» – суда, «убитые в хлам».
Перед каждым рейсом и после каждого рейса их приходится ремонтировать. А некоторые вообще возвращаются на буксире. Может быть, и их имел в виду в числе 52 «новинок» вспомогательного флота Юрий Борисов?
В последние годы ВМФ России довольно активно пополняется рейдовыми буксирами, спасательными, водолазными и гидрографическими катерами, бункеровщиками и плавкранами.
Но к вспомогательным судам их причислить нельзя, поскольку они относятся к базовым плавучим средствам. Они предназначены, опять же по Килессо, «для обслуживания кораблей и судов, а также других сил флота в базах, на рейдах и в гаванях».
В 2015 году отечественный ВМФ получил около 20 таких базовых средств, что даже с учетом вышеназванных вспомогательных судов до 52 не дотягивает.
ЗАДЕРЖАЛИСЬ «НА ПЕРЕХОДЕ МОРЕМ»
На расширенном заседании коллегии Министерства обороны 11 декабря прошлого года Сергей Шойгу говорил, что флот по итогам 2015 года недополучил два надводных корабля.
Юрий Борисов подкорректировал своего начальника, доложив о недопоставке восьми кораблей.
В предыдущей публикации «Два до восьми никак не растягивается» автор уже называл шесть кораблей и судов, которые тогда застряли на верфях или не завершили испытания, это:
- фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»,
- корвет «Совершенный»,
- большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен»,
- базовый тральщик «Александр Обухов»,
- судно тылового обеспечения «Эльбрус».
Какие еще две единицы имеет в виду заместитель министра обороны, просто не знаем и даже не догадываемся. Вероятно, что-нибудь из числа базовых плавучих средств…
В ПОГОНЕ ЗА ПРЕМИЯМИ
Для чего нужны приписки, а иначе эти «скользящие» данные назвать нельзя, в кораблестроительной отчетности? Они появляются неспроста. За ними деньги, премии, награды, звания и чины.
Тут нельзя не вспомнить о заявлении начальника управления кораблестроения ВМФ РФ капитана 1 ранга Владимира Тряпичникова, сделанном им радиостанции «Русская служба новостей» 16 января этого года. «В 2015 году мы должны были получить 51 боевой корабль, катер и судно, и мы практически выполнили план», – сказал он. – Все, что мы не выполнили, мы закроем в первом квартале 2016 года».
Не будем обращать внимания на разночтения в цифрах, которые не совпадают с данными министра обороны и его заместителя. Похоже, в военном ведомстве не считают за грех брать данные с потолка.
Зато поражает оптимистический прогноз Владимира Тряпичникова относительно решения проблемы недопоставок кораблей в течение первого квартала. Ведь кому, как не ему, знать реальное положение вещей на верфях и в полигонах.