Часть 2
В компании «Лукойл» EADaily подтвердили, что разрешение для поставки топлива на Украину получено. «Федеральная служба по техническому и экспортному контролю разрешила ЛУКОЙЛу осуществлять поставки дизельного топлива для гражданских целей на Украину.
Таким правом на основании обращения в ФСТЭК России может воспользоваться любая отечественная нефтегазодобывающая компания. В заключении органа экспортного контроля в Российской Федерации определено, что ЛУКОЙЛ будет поставлять дизельное топливо исключительно конечным потребителям — сетям автозаправочных станций, городским коммунальным службам, производителям сельскохозяйственной продукции и другим гражданским потребителям», — завил руководитель пресс-службы компании Виталий Матушкин.
Впрочем, эксперты полагают, что проследить движение российского дизтоплива на территории Украины и объективно оценить риски его экспорта не так-то просто. Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов не исключает, что конечными пользователями этого дизтоплива могут оказаться украинские силовые структуры.
«Украинский рынок уже много лет ориентирован на импорт, поэтому там существуют довольно крупные торговые структуры, обладающие своим собственным парком автозаправочных станций, которые преимущественно работают на обслуживание розничного рынка.
Соответственно, если прямые контракты заключаются с такими крупными покупателями и эти объемы гарантированно пойдут на внутренний рынок, то их движение можно отследить. Если же покупают некие трейдерские структуры, то вопрос контроля будет сложным. Юрисдикция российской стороны здесь заканчивается.
Если у российских компаний еще можно запросить информацию, кому они поставляют свои продукты, то уже после того, как товар пересечет границу Украину, его дальнейшая судьба будет неявной», — полагает эксперт.
В целом, по словам Сергея Агибалова, вопрос с поставками российского дизтоплива довольно непростой. Он указал на то, что на официальном уровне Россия сохраняет партнерские отношения с Украиной, поэтому ничто не мешает двум государствам сохранять и торговые связи.
Кроме того, по словам Агибалова, уход российских поставщиков дизтоплива с Украины приведет к потере ими рынка сбыта. При этом для Украины он особых последствий иметь не будет, так как ДТ — свободно обращаемый на рынке продукт.
«Если мы не поставляем такие свободно обращаемые на рынке продукты, то Украина может их купить в Белоруссии, в Литве, в других странах Восточной Европы, что приведет к потере рынка для российских компаний. Тем более это ограничение — сравнительно беззубое. Если мы отказываемся от поставок, то нас просто замещают другие производители», — сказал он.
Агибалов пояснил, что если бы речь шла об энергоносителях, которые можно купить только в дальних странах, то это стало бы ощутимой потерей для экономики Украины. «Например, Украина испытывала трудности с определенными марками антрацитовых углей. Их можно купить в удаленных странах с очень сложной логистикой.
И в этом случае, если принимается политическое решение — поставлять или не поставлять, то его явные последствие просчитываемы и ощутимы», — отметил эксперт.
Вместе с тем он констатировал, что ограничения поставок на Украину товаров, которые могут быть использованы для военных нужд, — это, скорее, этическое решение, но зачастую именно этические мотивы должны быть ведущими.
Экономист Василий Колташов в свою очередь сомневается в том, что поставляемое из России дизтопливо не пойдет на нужды так называемой антитеррористической операции в Донбассе.
«Я думаю, что очень сложно оценивать судьбу дизельного топлива, которое Россия поставляет на Украину. Но ясно, что российские поставки удобны с точки зрения снабжения военной группировки Киева в Донбассе. Если поставка идет через Харьков по железной или автомобильной дороге, то это гораздо ближе к действующим войскам, чем если бы она шла через Киев», — сказал Колташов.
Вместе с тем он отметил, что в случае если российские компании не продадут это дизтопливо на Украину, то это могут сделать белорусские компании, да и вообще кто угодно, поэтому, по словам Колташова, ничего «крамольного и сенсационного» в разрешении поставок дизтоплива нет.
«Поставка дизтоплива — это совсем не то же самое, что и поставка, например, деталей к боевым вертолетам, производимая некоторыми нашими предприятиями в разгар военной кампании 2014 года. Дизтопливо — это продукт, который Украина может приобрести из еврозоны, где оно, в свою очередь, может быть получено из российской же нефти, поставленной ранее в Европу», — не исключает экономист.