Почему "русские" репатрианты не хотят становиться евреями?
На прошлой неделе Первый канал ИТВ транслировал передачу о трех солдатах ЦАХАЛа, награжденных за храбрость в ходе Второй ливанской войны. Все трое репатриировались из бывшего СССР со своими родителями, и не совершили перехода в иудаизм [по еврейским законам при переходе в иудаизм нееврей становится евреем]. Другими словами, они не евреи, а русские.
Недавно канцелярия главы правительства пообещала облегчить процедуру гиюра [принятие иудаизма и получение идентификации еврей ] для 300 тысяч репатриантов-неевреев. Обещать-то обещала, но раввины чинят препятствия и проверяют, действительно ли те, кто перешел в иудаизм [стал новообращенным евреем], соблюдают заповеди. От тех, кто перешел в еврейскую религию, даже требуют отправлять своих детей в религиозные детсады!
Требования раввинов просто абсурдны. Например, от женатых мужчин требуют на протяжении трех месяцев не прикасаться к женам, чтобы убедиться в том, что в момент прохождения гиюра женщина не была беременной. Согласно Галахе, если ребенок был зачат матерью-нееврейкой, то он тоже считается гоем и должен будет пройти гиюр по достижении совершеннолетия [если рождён после принятия матерью иудаизма и ставшей еврейкой - ребёнок еврей и гиюр проходить не надо].
Логично было ожидать, что канцелярия главы правительства окажет давление на раввинов с тем, чтобы они смягчили критерии. Но на деле на это нет шансов. Комиссия Неэмана, Управление по гиюру, организация "Наале", военный раввинат – никому из них не удалось изменить что-либо в правилах перехода в иудаизм.
Для чего вообще русские должны переходить в иудаизм? Разве недостаточно того, что они стремятся к иудаизму и хотят стать частью еврейского народа? Этим они вполне заслужили право на запись "еврей" в удостоверениях личности. Даже закоренелые атеисты считают, что без перехода в иудаизм процесс интеграции алии из СНГ будет крайне трудным. При этом они ссылаются на исследования, согласно которым русские подростки в Израиле испытывают чувство отчужденности к израильскому обществу и скатываются к преступности.
Таких подростков необходимо, конечно, приближать, но Израиль – общество иммигрантов, и все они в той или иной мере чувствуют отчужденность – до тех пор, пока не интегрируются в главенствующее течение. И у репатриантов из СНГ есть все шансы на успешную абсорбцию.
Мы уже убедились в том, что сращивание общественной и религиозной идентификации – это ошибка. В свое время репатрианты из восточных стран чувствовали себя гражданами второго сорта. Ашкеназы не видели разницы между ними и арабами, поэтому начался процесс возвращения к религии. Так образовался электорат партии ШАС, и вместо интеграции получилось отторжение, губительное для общества.
Странно, почему столь многие израильтяне склонны, подобно правым и религиозным, путать между национальностью и вероисповеданием? Израиль – национальный дом для всех евреев, как верующих, так и безбожников. Каждый, кто в стране проживания подвергается дискриминации из-за своего еврейского происхождения, имеет полное право на израильское гражданство.
Репатрианты из СНГ постепенно осваиваются в стране. Учат язык, трудятся, служат в армии. Но на пути их интеграции стоит ортодоксальный религиозный истеблишмент. Он мешает репатриантам-неевреям заключать браки в раввинате, хоронит их за заборами кладбищ, не признает детей евреями и определяет их "христианами" или людьми без вероисповедания. Поэтому даже те, кто достигли успехов на работе и в учебе и получили медаль за храбрость, чувствуют себя в своей стране гражданами второго сорта.
Проблема не только в "русских". До тех пор, пока мы не освободились от религиозного истеблишмента, мы не сможем выработать новое определение для еврея в независимом государстве. Давно пора отменить гиюры, упразднить пятую графу в паспорте и ввести гражданские браки. Не раввины должны определять критерии принадлежности к еврейству!
Авирама Голан, "Гаарец", пер. Курсор
19-01-2008