Ниже публикуется отрывок из воспоминаний Н.А. Иоффе, которые были написаны в начале 60-х гг. и под названием Время назад. (Моя жизнь, моя судьба, моя эпоха) впервые опубликованы на русском языке в 1992 г. в Москве.
Я сочла бы свою задачу невыполненной, а эти записки неполными, если бы не написала здесь о Льве Давыдовиче Троцком.
На протяжении десятилетий ни один политический деятель не подвергался такому шельмованию, как Троцкий.
Замалчивалась или искажалась его деятельность в дореволюционный период. Замалчивалась или искажалась его роль в Октябрьской революции, в гражданской войне.
Французский историк Пьер Бруэ написал и издал но Франции книгу в тысячу с лишним страниц, где собрал огромный фактический материал о жизни и деятельности Льва Давыдовича. Еще одна книга, меньшего объема, написана тоже французским историком Жан-Жаком Мари. Большой интерес представляет книга И. Дойчера Пророк в изгнании. Как хотелось бы видеть эти книги, переведенными на русский язык и изданными у нас.
В самое последнее время появляются у нас понемногу статьи, где о Троцком говорится так, как он тою заслуживает. Но и сейчас проскальзывают по отношению к нему какие-то стереотипы 30-х годов.
То, приписывают ему пристрастие к "великокняжеской роскоши". Я часто бывала у них дома и могу засвидетельствовать - жили очень скромно. А характерным для него было именно полное равнодушие к таким аксессуарам "роскошной" жизни, как квартира, обстановка, деликатесы и т.п. В таких понятиях были воспитаны и дети.
Старший сын его - Лев Седов (взявший фамилию матери), поступив в институт, вообще ушел из дома, жил в общежитии, не желая пользоваться никакими преимуществами, которые могли бы ему дать громкое в то время имя отца, не желая ничем выделяться среди своих ровесников и друзей. И дома у него были с этим согласны.
В другом случае Троцкий изображен "человеком в сапогах" - идеологом и, одновременно, детищем военного коммунизма, вроде бы антиподом штатскому Ленину, носившему не сапог, а "стоптанные ботинки".
В действительности, Троцкий был глубоко штатским человеком, и никакие сапоги не могли сделать его "военной косточкой", даже если ему в то время этого хотелось.
Первая его должность в советском правительстве была - нарком иностранных дел.
Я помню, как был удивлен мой отец (бывший в то время в Германии), когда узнал, что Троцкий назначен наркомом обороны, председателем Реввоенсовета.
Блестящий публицист, знаток международного рабочего движения, литературовед - все, что угодно, только не военный.
Однако положение в стране в тот момент требовало, чтобы он стал военным, и он стал им.
И вот, что писал по этому поводу Ленин: "А вот указали бы другого человека, который способен в год организовать почти образцовую армию да еще завоевать уважение специалистов. У нас такой человек есть" (Введение к сборнику Несвоевременные мысли - статьи М. Горького за 1917-1918 гг.).
Что касается того, что он, якобы, был идеологом военного коммунизма, то никто другой, как Троцкий, первым поддержал идею Ленина о переходе на новую экономическую политику. И не случайно последней его работой было руководство Главконцесскомом. Эта работа была, конечно, не по его масштабам, но, повторяю, это назначение не было случайным: он был сторонником коопераций, концессий, свободного предпринимательства, то есть всего того, что никак не укладывается в рамки военною коммунизма.
Очень много писалось в свое время о разногласиях Троцкого и Ленина. Разногласия, конечно, были. Две такие неординарные, выдающиеся личности не могли всегда и обо всем мыслить одинаково. Но, вот вспоминаются такие, казалось бы, мелочи. Однажды, когда Л.Д. был у нас, - не помню по какому поводу, он рассказал отцу о разговоре, который состоялся у него с Лениным в 1918 или 1919 году. Ленин полушутливо спросил его: "Как думаете, Лев Давыдович, если нас с вами убьют, Свердлов с Бухариным справятся?.."
В июле 1919 года Ленин выдал Троцкому следующий документ на бланке Совнаркома:
"Товарищи! Зная строгий характер распоряжений тов. Троцкого, я настолько убежден, в абсолютной степени убежден, в правильности, целесообразности и необходимости для пользы дела даваемого тов. Троцким распоряжения, что поддерживаю это распоряжение всецело".
В. Ульянов-Ленин
http://wsws.org/ru/1999/mar1999/ioff-m25.shtml