Свиные рёбрышки с картошкой (от Усовского)
Сегодня мы будем тушить свиные рёбрышки – с морковкой, луком и картошкой. Блюдо это серьезное, энергетически и калорийно запредельно ёмкое, посему готовили его в старые времена, как правило, людям, изрядно поработавшим, уставшим и проголодавшимся. Обычно - косцам (а вы помахайте литовкой с рассвета до полудня – умаетесь!), но не откажутся от него и прочие работяги – чей труд связан с серьезной потерей сил. Моя бабушка тушила свиные рёбрышки бригаде, копавшей ей колодец – тоже работка не сахар…
В общем, берем где-то килограмм свиных рёбер – таких, на которых ещё изрядно мяса; рубим их на небольшие куски и тщательно промываем (осколки костей в готовом блюде – признак абсолютной некомпетентности повара!). В это время прокаливаем большую глубокую чугунную сковороду – и когда она в достаточной степени прокалится, кидаем на неё добрый шматок смальца.
Затем в растопившийся смалец кладем ребрышки – и обжариваем их на среднем огне до красивой румяной корочки. Когда искомый результат будет достигнут – солим их, добавляем чёрного молотого перца, дробленых зёрен кориандра, штук пять крупно порезанных луковиц и пару морковок, мелко изрубленных. Перемешиваем всё это дело, ждем, пока лук станет прозрачным – и засыпаем в сковороду десяток картофелин, перед этим порубленных на крупные куски. Вновь перемешиваем, немного солим, доливаем полулитровую кружку тёплой воды – и, закрыв крышкой, ставим на маленький огонь. Вся эта музыка должна тушиться примерно час.
Когда до готовности блюда остается минут десять – приносим с огорода добрый пучок укропа, если наросла – то петрушки, и всю эту зелень мелко рубим на доске. Снимаем со стены сплетенный в венок чеснок, извлекаем оттуда одну головку, чистим её, рубим и перемешиваем с зеленью.
Снимаем крышку. Готовность нашего блюда вполне можно определить по запаху; если вам кажется, что оно готово – засыпайте туда вашу зелень с чесноком, перемешивайте и немедленно снимайте с огня. Поставьте вашу кастрюлю на загнеток, накройте крышкой – пусть блюдо потомится минут пять.
Пока ваши рёбрышки доходят – берете десяток свежесорванных с вашей грядки огурцов, пучок редиски, всё это моете и рубите крупными кусками. Овощи в этом деле никак не повредят!
Свиные ребрышки, тушеные с картошкой, луком и морковкой, прямо на сковороде ставятся на центр стола, вокруг – тарелки с хлебом, огурцами и редиской. Я не пьяница и ни в коем случае не призываю к алкоголическим возлияниям – но, право слово, картина будет неполной, если рядом с ещё урчащими, острыми, вызывающе пряно и ароматно пахнущими укропом и чесноком тушёными ребрышками не окажется бутылки, чуть-чуть покрытой серебристым инеем, и нескольких небольших хрустальных стопочек…
Ведь как это здорово – придя с покоса, умыться во дворе из рукомойника, щедро расплескивая едва тёплую воду, вытереть лицо и руки свежим мягким полотенцем, войти в дом – и увидеть на столе скворчащую сковороду, сесть на широкую лавку, отполированную ещё твоим дедом, и, перекрестившись – махнуть с устатку рюмку обжигающе холодной водки, а затем, не спеша, с удовольствием, приняться за тушёное мясо и картошку – основательно, не торопясь, получая подлинное наслаждение от каждого кусочка любовно приготовленного блюда…
Разве понять это современным горожанам?