Как раз наследие Рерихов и явилось тогда для Православной Церкви главным «конкурентом» на право «первосвященства» в России. И если православным священникам сразу не удалось завладеть умом и душой потенциальной паствы – на добровольных началах! – вы стали применять другую, причём безотказно сработавшую, тактику поведения. Тактику – бичевать «конкурентов», развенчивать и предавать их анафеме. Что с успехом, громогласно и повсеместно применил дьякон А. Кураев.
Так к «позорному столбу» был пригвождён Николай Рерих, величайший гуманист эпохи, один из лучших сынов России, известный всему миру художник и общественный деятель, которого в Индии, где он прожил остаток своих дней, почитают как великого святого и называют Махатмой (Великой Душой). С величайшим уважением относится индийское правительство к памяти о Н.К. Рерихе и членах его семьи.
К сожалению, всегда, во все времена жестоко преследовались и уничтожались философы и мудрецы, которые несли людям Свет Истины, — невежественная и враждебная тьма стремилась погасить этот Свет! Как видим, не избегли такой участи светлые мечты Николая Рериха о радости повсеместного культурного строительства во имя общего блага…
Однако во всех этих преследованиях и запретах прослеживается старчески-догматическая немощь Русской Православной Церкви. Она не смогла перестроиться со всей страной, со всей государственной структурой – сориентироваться на обновлённое и продолжающее обновляться сознание российского народа. Православные священники не смогли всколыхнуть стихию духа молодёжи, дать ответы на самые животрепещущие вопросы бытия. Откройте им суть существования человека и Мироздания, удовлетворите их пытливое любопытство, отнеситесь к ним с сердечным участием, и они пойдут за Церковью! Но насильно навязывать неокрепшим сознаниям, тем более школьникам, догмы христианской веры… Ещё до Октябрьской революции в гимназиях преподавался Закон Божий, и — общеизвестный факт! — ученики ненавидели эти уроки (обратитесь к мемуарам тех лет). Думается, это обстоятельство стало одной из главных причин развития массового атеизма в николаевской России. Об опасности неумного навязывания веры предупреждал в своих трудах Иоанн Кронштадтский. (Кстати, этот великий святой как-то сказал мальчику Николаю Рериху: «Не болей! Много ещё для Родины придётся потрудиться».)
Люди равны перед лицом Божиим, — говорил пророк Амос. И каждый человек идёт к вере своим путём. Этот сокровенный путь не терпит суеты, а тем более насилия в виде указаний и ударов идеологического «кнута». Русское православие по слабости своей выбрало кнут, которым безжалостно хлещет сейчас всех инакомыслящих, пытаясь загнать в свою веру. Что это, как не следствие тёмного эгоизма, чувства собственной исключительности?! Святость так не поступает!
В наши дни, когда всё продаётся и покупается, взрослые, в большинстве своём, поклонение Богу превратили в моду, в политическое кредо, они научились притворяться и лгать. Но дети и молодёжь ещё чисты душой, поэтому идут туда, куда ведёт их сердце и огонь желания познать неизведанное.
Православная Церковь культурно-просветительские организации, ориентирующиеся на мировоззренческую позицию Николая Рериха, называет в ослеплении своём «религиозными сектами». Это понятие, выбранное для характеристики рериховского движения в России, просто некорректно! Все смыслы слова «секта» здесь никак не подходят, а тем более основной его смысл – закрытость. Право, странно звучит идея закрытости в сопоставлении с широкой культурно-просветительской деятельностью общественных объединений, направленной на защиту культурных и исторических ценностей страны, детских учреждений, против разграбления и уничтожения библиотек и музеев (опираясь на международный документ Пакт Мира – Пакт Рериха). В их действиях прослеживается неослабная забота о лучшем будущем, где исчезнет всё мерзкое — нищета, пьянство, злоба, зависть и т.д. Культурное созидание – вот цель этих общественных организаций – ориентировано на торжество Общего Блага! И этим всё сказано.
Также непонятно, почему Рериховские объединения — «религиозные»? Например, в книгах Учения Живая Этика, как и в письмах Елены Рерих – величайшего философа современности, чётко прослеживается научно-философская мировоззренческая позиция. Но вы же не относите кафедры философии вузов к религиозным образованиям! Или, например, философа Н. Бердяева, который много размышлял о Божественном, – к религиоведам… Короче, цель ваша ясна – в борьбе за власть над паствой все средства хороши! Главное – привесить ярлык, а там «свои» люди (многие даже не разбираясь) подхватят его и дополнят.