Все капиталисты и их дипломированные лакеи восхваляют торговлю, ссылаясь на то, что она является двигателем общественного развития, но при этом эти лицемеры «забывают» сказать, что торговля, в сущности, представляет собой узаконенный обман. Безнравственную сущность торговли не может изменить прогресс цивилизации, поскольку даже в самой цивилизованной капиталистической стране обмен, купля-продажа, торговля, как и всякая другая деятельность, является непосредственным источником дохода для торговца; «это значит, что каждый должен стараться, как можно дороже продать и как можно дешевле купить. Следовательно, при всякой купле и продаже выступают друг против друга два человека с абсолютно противоположными интересами; конфликт носит решительно враждебный характер, ибо каждый знает намерения другого, знает, что намерения эти противоположны его собственным. Поэтому первым следствием торговли является, с одной стороны, взаимное недоверие, с другой – оправдание этого недоверия, применение безнравственных средств для достижения безнравственной цели. Так, например, первым правилом в торговле является умалчивание, утаивание всего того, что могло бы понизить цену данного товара. Отсюда вывод: в торговле дозволительно извлекать возможно бóльшую пользу из неосведомлённости, доверчивости противной стороны и равным образом дозволительно приписывать своему товару такие качества, которыми он не обладает» (см. Ф. Энгельс, «Наброски к критике политической экономии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, М., 1954 г., стр. 548-549). Это последнее с особенной ясностью обнаруживается в торговой рекламе, которая определённым образом воздействуя на сознание человека, побудила и ежедневно побуждает несчётное число людей к покупке товара, не всегда соответствующего заявленному в рекламе качеству. Сейчас, наверное, не найдётся ни одного человека, которого бы не обманули таким образом торговцы в погоне за наживой (речь, разумеется, идёт об официально рекламируемых товарах, а не о контрафакции, не о поддельных товарах, втихую наводняющих рынки во всех странах и создающих для человека такое положение, что он должен стать ходячей лабораторией, чтобы при покупке товара распознать его качество и употребить без вреда здоровью). Если даже не принимать во внимание заключённое в скобки пояснение, из сказанного уже явствует, что «торговля есть узаконенный обман» (см. Ф. Энгельс, «Наброски к критике политической экономии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, М., 1954 г., стр. 549).
Безнравственность в человеческих взаимоотношениях постоянно возникает при купле-продаже, являясь её сущностью. Чтобы оправдать эту безнравственную сущность торговли, апологеты капитализма, эти лицемерные проповедники и блюстители нравственности, обычно ссылаются на то, что в самой природе торговли заложена выгода для всех, участвующих в ней, – и это, надо признать, самый существенный довод в её защиту. Но как бы они ни оправдывали её, какие бы убедительные аргументы ни приводили в её пользу, суть дела от этого не изменится, безнравственность не превратится в нравственность.
Всякое оправдание свободы торговли обнаруживает истинную сущность апологетов капитализма, воочию показывает, что в капиталистическом обществе в порядке вещей проповедовать во всеуслышание нравственность, призывать всех строить общественные отношения на её началах и в то же время пренебрегать этой самой нравственностью, если налицо есть выгода. Алчность и эгоистические интересы торговцев постоянно затмевают мораль и нравственность, заставляют попирать интересы большинства, и это – не удивительно, потому что они, как и все члены капиталистического общества, вовлечены в конкурентную борьбу, которую нельзя выдержать без крайнего напряжения всех своих сил, без отречения от моральных принципов и всех истинно человеческих целей; конкуренция лишает их возможности совершать обмен, основанный на нравственных началах.