ИТОГИ ДИСКУССИИ, ВЕРНЕЕ, ПЕРЕПАЛКИ
Итак, общими усилиями развенчано голословное утверждение постороннего, что «Стоимость… существует ТОЛЬКО в той или иной потребительной стоимости, в той или иной ВЕЩИ». Маркс, опираясь на работу А.Чупрова показал, что
«…Существуют самостоятельные отрасли промышленности, где продукт процесса производства не является новым вещественным продуктом, товаром. Из этих отраслей важна в экономическом отношении только промышленность, осуществляющая перевозки и связь, будет ли то собственно транспортная промышленность по перевозке товаров и людей или же просто передача сообщений, писем, телеграмм и т. д.».
«Полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства; этот эффект не существует как отличная от этого процесса потребительная вещь, которая лишь после того, как она произведена, функционирует в виде предмета торговли, обращается как товар. Но меновая стоимость этого полезного эффекта, как и меновая стоимость всякого другого товара, определяется стоимостью затраченных на него элементов производства (рабочей силы и средств производства) плюс прибавочная стоимость, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в транспортной промышленности. Что касается потребления этого полезного эффекта транспортной промышленности, то и в этом отношении он совершенно не отличается от других товаров. Если он входит в индивидуальное потребление, то вместе с потреблением исчезает его стоимость; если он потребляется производительно, так что сам является стадией производства товара, находящегося в перевозке, то его стоимость переносится как дополнительная стоимость на самый товар».
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24, с.63-65.
Как видим, согласно тому же Марксу стоимость существует не только в вещи, но и в продукте процесса производства, который не является новым вещественным продуктом, товаром.
Этот продукт процесса производства Маркс называет полезным эффектом, который не существует как отличная от этого процесса потребительная вещь. Главной отличительной особенностью этого полезного эффекта, который правильно называть невещественным продуктом, является то, что он потребляется в момент его производства.
Меновая стоимость полезного эффекта определяется стоимостью затраченных на него элементов производства (рабочей силы и средств производства) плюс прибавочная стоимость, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в сфере производства этого полезного эффекта.
Как и сам полезный эффект, его стоимость исчезает вместе с его потреблением, если речь идет об индивидуальном потреблении. Если полезный эффект потребляется производительно, то его стоимость переносится как дополнительная стоимость на тот товар, для производства которого и используется соответствующий полезный эффект.
Между прочим, то же самое происходит и с вещественными продуктами. Например, уголь, сжигаемый в печке индивидуального потребителя исчезает вместе со своей стоимостью. Уголь, сжигаемый в топке паровоза также исчезает, но его стоимость переносится не на стоимость паровоза, как думает посторонний, а на стоимость того товара, который перевозится этим паровозом. Сюда прибавляется стоимость рабочей силы машиниста и его помощников плюс соответствующая прибавочная стоимость, а не прибавочная стоимость рабочих, сделавших этот паровоз, как утверждает посторонний.
Таким образом, стоимость существует не ТОЛЬКО в той или иной потребительной стоимости, в той или иной ВЕЩИ, а и в невещественном продукте в период его производства и потребления. Продолжительность этого существования может измеряться часами или даже месяцами (при морских перевозках).
Существенным отличием невещественного продукта от вещи является то, что невещественный продукт нельзя накопить. Например, практически трудно накопить и стать богаче, потребляя электроэнергию.
Атомные электростанции сталкиваются, например, с тем, что в ночные часы им некуда поставлять свой продукт. Строятся даже гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС), используемые для выравнивания суточной неоднородности графика электрической нагрузки.