Но даже при разных, полученных в обоих случаях, диаметрах реальность обоих эффектов не исчезает.
Просили? Вот Вам эссе про реальность. Наслаждайтесь:
А теперь вернемся от ответа задачи к содержанию ее условия и посмотрим, что там вытворил Василий Петрович.
Он взял:
- абстрактный шар 1;
- абстрактный шар 2;
- некоторую абстрактную область действительности (пространство для изменений).
Помимо этого, дано: оба шара исходно идентичны по ключевым параметрам.
Что получаем? Идентичные объекты занимают одну область действительности - согласно присущим им, идентичным свойствам.
Но что далее происходит? Для одного шара Василий Петрович предлагает изменить размер силовым методом. Вопрос: изменится-ли область действительности для абстрактных шаров задачи?
Ответ: нет, не изменится. Поскольку не является производной от фиксируемых нами объектов (шаров), но представляет вид номинального, фиктивного смыслового поля, никак от них не зависящего. Оперируя терминологией Василия Петровича скажем: реальность в абстрактном опыте остается неизменной.
Как же обстоит дело в объективной действительности, "на самом деле"? При изменении формы шара, область его действительности также решительно поменяется. Говоря проще, это будет уже шар неидентичный соседнему не только по заданным изменениям (уменьшение размера) - сама область его действительности станет иной. Причем, сразу по ВСЕМ параметрам (температура, влажность, альбедо и пр.). Таким образом, перед нами будет вовсе не одна, а две действительности, которые определяет уже вовсе не буйное воображение Василия Петровича, а разные комплексы из сумм физических состояний - шара 1 и шара 2. Говоря языком Василия Петровича - у нас будут две "реальности": одна исходная, где шар удален на расстояние и "реальность" вторая - где он сжат. Вопрос появляется сам собой: как мы можем сравнивать объекты, лежащие в двух разных "реальностях", на предмет их соответствия, пардон за каламбур - некоей общей "реальности"? И дураку ясно, что проблема здесь в недобросовестном отношении к понятию "реальность".
Можно сказать: ну и что из этого? Ну лежат они в характерологически разных областях - какая в этом проблема?
На самом деле огромная. Потому что на практике теряется всякий смысл подобного отождествления: объекты становятся столь же характерологически разными, как и их действительности. А потому и всякое обобщение их невозможно. По факту, мы имеем, условно выражаясь, "гладкий круг" и "оранжевое съедобное". Попробуйте сравнить данные объекты по их приведенным характеристикам.

Василий Петрович поступает просто: гладкий круг может быть оранжевым и съедобным? Значит и реальность у объектов одна. Доказать ему, что может быть и наоборот в равной степени, а значит и любое сравнение получится бесполезным - невозможно. Не говоря уже про то, что качества объектов принципиально несовместимы...
Другой момент:
Если Василий Петрович хочет показать, что малое тело может казаться идентичным в проекции большому, но отнесенному на значительное расстояние - то здесь гениальность проявляется еще сильнее: задолго до нашей эры древние мыслители предполагали, что луна меньше солнца, просто находится ближе.
Открытие запоздало, как минимум, на две тысячи лет.