Мне смешно - Почему я должен не верить ветерану- участнику тех событий, но должен верить тебе - человеку, не нюхавшему войны, рассуждающему на основе собственных любительских теоретических изысков в тихой уютной комнате при свете монитора компа?
Юр, ну давайте я вам, а заодно и Белорусу, попробую по-другому разъяснить суть спора.
Суть эта - в некорректном употреблении вами вполне определенного термина.
Слово "заградотряд" имеет совершенно однозначный смысл, под который не подпадает описанная вами ситуация. Кстати, хотелось бы ознакомиться с документами Белоруса по поводу заградотрядов в 1941 году.
Заградотряды были созданы по приказу от 1942 года. Они имели определенную структуру, определенную организацию и определенные цели. Это были структурные подразделения армии и подчинялись приказам командования. В условиях панического отступления командование не отдаст приказ останавливать одну единственную пушку с одним снарядом, когда все бегут.
Поймите, есть факт, а есть его интерпретация. Фактом был реальный бой, достоверной информации о котором нет. Человек, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, обладает избирательностью восприятия. Если бы вы могли расспросить всех участников того боя, вы бы получили совершенно разные рассказы, именно в силу избирательности. Поэтому вы имеете факт, искаженный личным восприятием, временем и пересказами. И предлагаете интерпретацию, которая многим кажется абсурдной.
Я могу вам предложить совершенно другую интерпретацию вашего факта. Имелся излишне ретивый командир или политрук, у которого в обстановке паники поехала крыша. Он вполне мог проявить здоровую инициативу любой ценой удержать свой маленький фронт и организовать свой личный "заградотряд". Он мог решить так: удержимся до последнего, расстреляем все снаряды с патронами, а потом на грузовике драпанем. Он даже мог быть таким шизнутым подонком, который мог бы расстрелять собственных бойцов, а потом рассказать, как расчет сорокапятки бился до последнего и погиб в неравном бою... Поймите, все это фантазии, не имеющие отношения к факту. И не имеющие никакого отношения к заградотрядам как структурым подразделениям, созданным по приказу № 227.
Знаете, отец моего однокурсника в 50-х служил механиком-водителем в танковой части. И в 56-ом их бросили на подавление венгерского восстания. Так вот, отец друга, употребив водки, вспоминал, что венгерский подросток бросился под гусеницы его танка. А лейтенант достал табельный пистолет, приставил к затылку механика-водителя и приказал ехать, не сбавляя скорости. И он проехал.
Даже если считать эту историю стопроцентной правдой, можно по-разному называть действия лейтенанта, но уж никак не заградотрядом.