Нет, так можно, например, оправдать и действия японцев на Халхин-Голе, если сильно того захотеть. Ну не хочет Финляндия такого обмена, что здесь поделаешь!
Это мнение самого Гарта. Я не думаю, что финны согласились бы с ним. Я ещё могу согласиться, но это ничего не значит. Да и финнов понять можно. Кто захочет отдавать Ханко. Вот у нас в Крыму есть база российского флота. Как бы там ни говорили про славянское братсво, но ни у Украины ни у Россиии, согласитесь, нет полной уверенности в том, что и наши армии не станут воевать друг против друга. Поверьте мне, я не против российско-украинской дружбы. Но, знаете ли, глядя на то, что сейчас происходит, призадумаешься о многом. Кстати, вспомнил про американскую базу в Гуантанамо.
А вы почитайте что пишет про это упоминаемый вами Маннергейм в своих "Мемуарах",даю цитаты..
«5 марта 1939 года народный комиссар иностранных дел Литвинов через посла Финляндии в Москве Юрье Коскинена предложил приступить к новым переговорам. На этот раз Советский Союз потребовал в аренду на 30 лет острова финского залива Гогланд, Лавансаари, Сескар и оба острова Тютяр‑саари. Целью Советского Союза было не строительство укреплений на этих островах, а использование их в качестве наблюдательных пунктов на пути к Ленинграду. Принятие этих предложений означало бы улучшение отношений между нашими странами и выгодное для нас экономическое сотрудничество.
Я же считал, что нам тем или иным образом следовало бы согласиться с русскими, если тем самым мы улучшим отношения с нашим мощным соседом. Я разговаривал с министром иностранных дел Эркко о предложении Штейна, но уговорить его мне не удалось. Я также посетил президента и премьер‑министра Каяндера, чтобы лично высказать свою точку зрения. Заметил, что острова не имеют для Финляндии значения, и, поскольку они нейтрализованы, у нас отсутствует возможность их защиты. Авторитет Финляндии, по моему мнению, также не пострадает, если мы согласимся на обмен. Для русских же эти острова, закрывающие доступ к их военно‑морской базе, имеют огромное значение, и поэтому нам следовало бы попытаться извлечь пользу из тех редких козырей, которые имеются в нашем распоряжении.
Моя точка зрения понимания не встретила.
Я пошел еще дальше, заметив, что Финляндии было бы выгодно выступить с предложением об отводе от Ленинграда линии границы и получить за это хорошую компенсацию. Уже тогда, когда Выборг‑скаяляни в 1811 году снова присоединилась к Финляндии, многие придерживались мнения, что граница проходит слишком близко к Ленинграду. Так думал, в частности, министр‑государственный секретарь Ребиндер, и, как я часто слышал дома, отец моего деда государственный советник С. Е. Маннергейм стоял на той же точке зрения."
Так что Маннергейм как видим находил советские предложения вполне разумными,а вот чем думало правительство Финляндии не знаю.Могли мирно на треть увеличить свою территорию а вместо этого 6 лет войны ,сотни тысяч искалеченных финнов и не только ничего не приобрели но и потеряли то что имели .