Система А-35 Алдан ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH
Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Свердловск). Постановление Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" принято 8 апреля 1958 г. По данному Постановлению начаты работы над системой ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.
Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ).
Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г.
Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".
Планировалось поставить систему на боевое дежурство к 7 ноября 1967 г., но в 1963 г. было принято решение провести доработки проекта под обеспечение возможности противодействие системы ПРО ложным целям. В 1965 г. началось проектирование системы А-35 в многоканальном варианте с возможностью отражения массированого налета моноблочных баллистических ракет с применением ложных целей.
Создание полигонного образца системы ПРО А-35 "Алдан" для испытаний и отработки системы ПРО велось на полигоне Сары-Шаган. В 1967 г. в структуре войск ПВО созданы войска противоракетной и противокосмической обороны, а для развертывания системы ПРО Москвы создан отдельный корпус ПРО в составе войск ПВО.
Полигонный образец стрельбового комплекса "Алдан" представлял из себя отдельный стрельбовой комплекс системы ПРО Москвы развернутый для проведения испытаний и отработки компонентов на полигоне Сары-Шаган. Строительные работы по созданию объектов полигонного образца "Алдан" системы ПРО А-35 в Сары-Шагане начаты в 1962 г. Готовность испытательного образца системы А-35 - "Алдан" на 6-й площадке полигона Сары-Шаган и начало испытаний - сентябрь 1967 г.
Парный пуск противоракет А-350Ж в системе "Алдан" произведен летом 1968 г. Государственные испытания полигонной системы А-35 "Алдан" завершены 29 октября 1969 г. - выполнен парный пуск ракет А-350Ж по боевому блоку ракеты Р-12 и отделившейся от него маршевой ступени. Контрольные приемочные испытания успешно проведены 8 июня 1970 г. в полном штатном составе комплекса и ракет.
Развертывание системы ПРО.
Строительные работы по сооружению объектов системы ПРО административно-промышленного района г.Москва А-35 начаты в 1962 г. и завершены в 1967 г. Планировалось развернуть 18 стрельбовых комплексов "Енисей" (8 ПУ каждый, 4 ПУ для первого пуска и 4 ПУ для повторного, итого 144 ПУ). Начало развертывания системы ПРО А-35 (Москва) - 1967-1968 г.г. Комплексные государственные испытания 1-й очереди системы ПРО А-35 в составе - РЛС ДРЛО "Дунай-3М", командно-вычислительного центра с системой передачи данных в Кубинке и трех позиционных районов со стрельбовыми комплексами "Енисей" с ракетами А-350Ж (всего 48 ПУ), завершены 25 марта 1971 г.
Система А-35 первой очереди принята на вооружение постановлением СМ СССР №376-119 от 10 июня 1971 г., поставлена на боевое дежурство 1 сентября 1971 г. (по некоторым данным ракеты не развертывались).
Полная комплектность системы А-35 с ракетами А-350Ж со стрельбовыми комплексами "Енисей" (кроме РЛС ДРЛО "Дунай-3У" в Чехове) 25 июля 1973 г. принята в опытную эксплуатацию (30 мая 1973 г. по др.данным).