Всё-же развели тебя жидочки, слабоват ты оказался за советскую власть головку напрячь. Значит Мехлис тебе козла... . Ну что-ж, как ты там говоришь, документик имеется, а то ты о истории Советского Союза по анекдотам выводы делаешь, еврейским анекдотам.
Характеристику Мехлиса дал Симонов: «Это был человек, который в тот период войны, не входя ни в какие обстоятельства, считал каждого, кто предпочел удобную позицию в ста метрах от врага неудобной в пятидесяти - трусом. Считал каждого, кто хотел элементарно обезопасить войска от возможной неудачи - паникером; считал каждого, кто реально оценивал силы врага, -неуверенным в собственных силах. Мехлис, при всей своей личной готовности отдать жизнь за Родину, был ярко выраженным продуктом атмосферы 1937-1938 годов».
Шесть германских дивизий разгромили три советских армии. Еще неделю около 18 тысяч бойцов и командиров под руководством начальника боевой подготовки Крымского фронта полковника Ягунова держались в Аджимушкайских каменоломнях, где их выморили газами.
Всего с момента высадки на Керченский полуостров потери Крымского фронта составили более 330 тысяч человек, по большей части пленными. «Противник захватил почти всю нашу боевую технику и тяжелое вооружение, -признает «История Великой Отечественной войны», - и позже использовал их в борьбе против защитников Севастополя». Немцы потеряли убитыми всего 7588 солдат и офицеров.
Полную трагизма картину нарисовала в коллективном письме Сталину группа политработников 51-й, 47-й и 44-й армий: отсутствие хоть какого-то организующего начала при отходе, быстро переросшем в паническое бегство, страшная давка на переправах, массовые жертвы.
«Сил, чтобы держать Керченский полуостров, было достаточно, - признавал в докладе Сталину отозванный из Тамани в Москву Мехлис. - Не справились.»
Решением Ставки он как один из «прямых виновников неудачного исхода Керченской операции» был снят с постов заместителя наркома обороны СССР и начальника Главного политуправления Красной армии и снижен в звании на две ступени - до корпусного комиссара. Однако остался, в отличие от разжалованного маршала Кулика, членом ЦК ВКП(б), прошел всю войну членом Военных советов армий и фронтов, был министром Госконтроля и в феврале 1953-го упокоился в Кремлевской стене.
Даже вождь, столько лет благоволивший Мехлису, вынужден был в специальной директиве от 4 июня 1942 года признать, что его некомпетентность в военном деле, произвол, диктаторские замашки несли опасность всей системе власти.
Трагедия, однако, состояла в том, что такое прозрение было оплачено жизнью сотен тысяч воинов, многие из которых все еще считаются без вести пропавшими.