1.Несомненно, что западные буржуи, со времен силезских ткачей, многому научились, например подкупу своих наемных работников сначала за счет грабежа колоний, а потом , опосредованно, за счет неоколониального "пылесоса" ресурсов, мозгов и дармовой рабочей силы. Он, буржуй в виде ТНК, просто развел полюса антагонизмов до такой степени, что они оказались в разных местах света, спихнув последствия противоречий в третий и четвертый мир. Но антагонизмы -то не исчезли, вот в чем штука и дело тут не в морали, а все-таки в способах производства и распределения продуктов этого производства.
Силезский ткач стал полубюргером, спихнув черную работу на мигрантов, но навыки защиты своих прав не утратил, чуть что - сразу на улицу сотнями тысяч, он помнит, что реальная власть и собственность, другая по форме, но частная- может их , как и 200 лет назад укусить. У них учение Маркса уже в подкорке и они четко понимают, что моралями свои интересы не защитить.
2.Социал-демократическим иллюзиям тоже много лет, они также мутируют, но их природа одна и та же - мелкобуржуазная, вытекающая из самой природы господства частной собственности. И тут- как их не лакируй разными эвфемизмами- природа иллюзий не исчезнет , пока не исчезнет сама причина их порождающая - частная собственность.
3. А обнищание бывает абсолютное и относительное. И нищий в Америке , живущий на подачки, которые для жителей Африки являются неслыханным счастьем, все-таки меряет свою нищету в своей системе координат, вот в чем дело. Так что выводы Маркса ничуть не устарели. Все меняется, но антагонизм остается, другое дело если его перестают видеть, но это уже другие проблемы.
1. Несомненно, что уровень национального богатства рос при всех социальных устройствах, отражая труд социума, но и росла острота противоречий, присущих конкретному социальному устройству. Разрешение их было сложным историческим процессом обе европейские буржуазные революции своеобразны. Великая французская отменила власть сословную, заменив её властью капитала. При этом она высвободили энергию способных к деянию людей, приводя их во власть "по делам их".
2. Буржуи умеют учиться и имеют для этого все возможности. Есть южнорусский каламбур:"Мы дурни, бо бидни, а бидни, бо дурни".
Даже в "Древнем Риме" преуспевали предприимчивые рабы, "платя кесарю кесарево". Нечего и говорить, что и в последующие времена выбивались в "верхи" люди всяких "подлых сословий". Капитализм способствует в этом несравнимо.
Принцип состязательности и нажим со стороны наёмных работников учат капиталистов. А пример СССР заставил их учиться управлять, не мешкая.
3. Учиться буржуазной демократии = учиться отвоёвывать себя в условиях природного (животного) социального устройства, капитализма. Но, научившись жить зверьём, наёмные работники не много продвинулись в моральном отношении. Скорее "озверение" этих "живых орудий труда" проявляется всё явственнее с высвобождением времени от участия в трудовом процессе.
4. Под трёпом об "социал - демократических иллюзиях" удобно скрывать непонимание фактического состояния социумов развитых капиталистических стран и заниматься пустой болтовнёй о вещах не существующих - о несуществующем пролетариате, об "уничтожении частной собственности", о диалектике понятия "обнищание...
5. Под этот трёп:
а)коммунистическая идея приходит в упадок;
б)грамотные антикоммунисты умело используют откровенные глупости цитирующих классиков марксизма "коммунистов" для пропаганды "утопичности" и даже вредности коммунистической идеи.
Никакие словоблудия, например, об "уничтожении частной собственности" не могут замаскировать глупость этих суждений в наше время.
Один из здешних антисоветчиков заметил как то о том, что банковские вклады наёмных работников используются для финансирования развития народного хозяйства страны.
Да и в СССР вклады трудящихся в Сбербанке СССР "работали" на общественное производство.
Нет меры глупости речам об "уничтожении частной собственности" = собственности!
6. Дело в "праве частному лицу нанимать работников для производства ими товарной продукции в собственность нанимателя" = в этой сути капитализма.
Здесь неразрешимое противоречие:
а)с сутью общественного производства;
б)с нравственным принципом - наёмный работник является, по сути, орудием нанимателя.