Если взять маятник, то будем иметь пример устойчивой системы.
Сложную систему следует создавать на прочном фундаменте.
СССР в качестве созданной человеком сложной системы вполне может быть рассмотрен как возмущение, внесённое людьми в более сложную Естественную Систему, которая, как видим, оказалась достаточно устойчивой, чтобы сохранить свои свойства.
"Законы" и "принципы" придуманные людьми оказались менее действенными, нежели естественные, о чём можно было бы и догадаться заранее.
Идея о "братстве, равенстве и свободе" возникла в разных социумах задолго до ВФР, задолго до того, как стала лозунгом социального действия. Нам ближе пример христианского учения, в котором она уже намечена, в идеях коммунистов-утопистов, в толстовств и пр.
Считать, что закономерность постепенного развития этой идеи |несомненно вытекающей из социальной сути человека, как сознательного социального существа, "вырастающего" постепенно из его социальной |общежитейской| практики на почве всё более взаимообусловленного "общественного труда", "придумана людьми" - что за дикость?
Законы гражданские, которые регулируют отношения людей в социуме - "придуманы людьми" вопреки "законам естественным", законам живого животного мира они противоречат? Конечно. Иначе и быть не должно учат великие гуманисты, религиозные и атеисты! Потому что человек - сознательное общественное |социальное| существо, именно сознанием ограничивающий эгоистические |естественные| устремления личности. Именно сознание даёт возможность индивиду направить свой "эгоистический" |индивидуальный| иентерес на развитие всего социума.
Индра