Все эти факты вновь возвращают нас к «Пятому Элементу» Люка Бессона, поскольку в кинофильме, как и в реальной жизни, Зог не действует в вакууме. Раб Маммоны, слуга Тени, он помогает Темной силе выполнить метафизическую задачу, погасить Свет Христа и превратить наш мир в пустыню без Бога. Поэтому он посылает бульдозеры, чтобы растоптать цветы в Палестине, посылает войска, чтобы разорить Багдад и Дамаск, угрожает Парижу и Москве, извращает христианство.
Можно ли спасти мир от Тени? Казалось бы, этот ЗОГ так же прочно сидит в Вашингтоне, как в довоенной Албании; как король Макбет в Шотландии, ибо обычный человек не в силах поразить его. Но в Вербное Воскресенье я спустился по склону Масличной Горы от Вифагии, где наш Господь (а не обычный человек) сел на осла. Я пришел к Львиным Воротам Иерусалима, в гуще огромной процессии всех исповеданий и деноминаций, ибо чудесным образом Церкви Востока и Запада празднуют Пасху в Палестине вместе.
Это единство крайне важно: если Православная Церковь возвеличивает Христа-Бога, то Латинская Церковь славит Христа-Человека, а наши мусульманские братья восхваляют Святой Дух, и все мы объединены любовью к прекрасной земле Палестины и к ее святой покровительнице Богородице Ситт Мириам. Так мы шли, горожане Иерусалима и Назарета, Вифлеема и Яффы, крестьяне из Тайбе и Аббуда, монахини и монахи, и священники, размахивающие пальмовыми ветвями и поющие Осанну, и со стороны могло показаться, что Бирнамский лес пришел в Дунсинан.
– Ну и хотелось бы задать вопрос: против кого они все объединились?