Мелкая буржуазия ДВУЛИЧНА по самой своей природе. Она, тяготея, с одной стороны, к пролетариату и к демократизму, с другой стороны, тяготеет к реакционным эксплуататорам, пытается задержать историю, способна поддаться на всякого рода бесполезные для народа эксперименты и заигрывания с реакционерами, способна заключить союз с правящими классами против пролетариата ради укрепления своего положения как мелких собственников. Поэтому «мелкая буржуазия… способна лишь на то, чтобы погубить всякое движение, которое вверяется ее руководству. Мелкая буржуазия, великая в хвастовстве, совершенно не способна к действию и трусливо избегает рисковать чем бы то ни было» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, изд. 2-е, стр. 104-107). Поэтому «крестьяне, трудящиеся, мелкие хозяйчики, своей политики иметь не могут» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 32, изд. 4-е, 1950 г., стр. 257).
Все эти элементы многомиллионной мелкобуржуазной массы (интеллигенты в том числе) стоят посредине между капиталистами и наёмными рабочими и полностью зависят от капиталистов. Если они и борются с буржуазией, то только для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий, следовательно, «они не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории» (см. «Манифест Коммунистической партии» [см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, изд. 2-е, стр. 434]); они постоянно колеблются между основными антагонистическими классами – между капиталистами и пролетариатом – и практически всегда становятся на сторону сильнейшего класса.
В современном обществе помимо указанных выше слоёв населения существует ещё люмпен-пролетариат.
Люмпен-пролетариат представляет собой отбросы из деморализованных элементов всех классов. Он является пассивным продуктом гниения самых низших слоёв старого общества и сосредотачивается главным образом в больших городах. Местами он иногда вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней и поэтому он является наихудшим из всех возможных союзников. «Этот сброд абсолютно продажен и чрезвычайно назойлив. Если французские рабочие во время каждой революции писали на домах: «Mort aux voleurs!» – «Смерть ворам!» – и многих из них расстреливали, то это происходило не в силу их благоговения перед собственностью, а в следствие правильного понимания того, что прежде всего необходимо отделаться от этой банды. Всякий рабочий вождь, пользующийся этими босяками как своей гвардией или опирающийся на них, уже одним этим доказывает, что он предатель движения» (см. Ф. Энгельс, «Предисловие к «Крестьянской войне в Германии» [см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. 2, М., 1985 г., стр. 177]).
Мелкие буржуа и люмпен-пролетарии – это такие элементы общества, среди которых рабочему классу не нужно искать союзников и на которые ему ни в коем случае нельзя надеяться в борьбе за освобождение из-под ига капитала.
«Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс» (см. «Манифест Коммунистической партии» [см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, изд. 2-е, стр. 434]).
«Только один пролетариат может быть передовым борцом за политическую свободу и за демократические учреждения» (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 2, стр. 454).
Из всех классов буржуазного общества только пролетариат представляет собой действительно революционный класс и только при условии организации его в государство типа Парижской Коммуны и перехода всей государственной власти к этому, до конца революционному классу, и поддержки его большинством народа можно ликвидировать эксплуатацию человека человеком и деление общества на классы. Напомню: «классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства» (см. В.И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4-е, 1950 г., стр. 388-389). С уничтожением классов прекратятся кровопролитные войны, которые развязывают капиталисты с целью удовлетворения своих тщеславных амбиций и алчных вожделений.