Правда, в революционный период, когда классовая борьба приближается к развязке и процесс разложения внутри всего старого общества принимает очень бурный характер, небольшая часть интеллигенции (и даже буржуазии), поняв ход исторического движения, отрекается от господствующего класса и примыкает к революционному рабочему классу в качестве его идеологов и иных защитников его интересов. Но в большинстве своём материальные интересы интеллигенции привязывают ее основную массу к имеющей власть буржуазии, заставляют ее быть непоследовательной и лицемерной, заключать сомнительные компромиссы с реакционерами, продавать им свой революционный и оппозиционный пыл за казенное жалованье или за участие в прибылях или дивидендах. Свой опыт, свои знания, изворотливость своего ума и умение грамотно владеть словом – высшее человеческое достоинство – интеллигенция в основном несёт на службу эксплуататорам и пользуются всякого рода хитростями и прямым обманом, чтобы помочь им и дальше удерживать господство в обществе и выжимать из труда рабочего класса как можно больше прибавочной стоимости. И поскольку прислуживающие капиталистам интеллигенты получают повышенную заработную плату за надувательство рабочих эффектным фразёрством-позёрством и научный подход к получению максимальной прибыли и благодаря этому живут лучше рабочих, постольку они в массе своей (за малым исключением) за капитализм и против социализма, который обобществляет результаты их труда и платит почти как рабочим.
«Мелкая буржуазия, мелкие хозяева, это то, что в России составляет подавляющее большинство населения – крестьянство. Главным образом это мелкие хозяева и мелкое земледелие. На девять десятых они таковы и иными быть не могут. В острой борьбе капитала с трудом они ежедневно не участвуют, школы не проходили, экономические и политические условия жизни не сближают их, а разъединяют, отталкивают один от другого, превращают в миллионы мелких хозяев поодиночке. Таковы факты, которые вы все прекрасно знаете» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 32, изд. 4-е, стр. 253-254 или см. В. И. Ленин, ПСС, т. 43, стр. 135-137). Мелкая буржуазия представляет собой силу, но эта сила с точки зрения ее политического настроения есть сила колебания. «Это мы видели на своей революции во всех концах страны – в России по-своему, в Сибири по-своему, на Украине по-своему, но везде итог был один: это – сила колебания. Ее долго вели на помочах эсеры и меньшевики, и при помощи Керенского, и в период Колчака, и когда было в Самаре Учредительное собрание, и когда у Колчака или у его предшественников был министром меньшевик Майский и т. д. Эта сила колебалась между руководством пролетариата и руководством буржуазии» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 32, изд. 4-е, стр. 253-254 или см. В. И. Ленин, ПСС, т. 43, стр. 135-137). Если брать новую эпоху, скажем, двести пятьдесят лет, во всем мире, то везде и всегда результат был один: «все попытки мелкой буржуазии вообще, крестьян в частности, осознать свою силу, по-своему направить экономику и политику кончались крахом. Либо под руководством пролетариата, либо под руководством капиталистов – середины нет» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 32, изд. 4-е, стр. 253-254 или см. В. И. Ленин, ПСС, т. 43, стр. 135-137).
«Почему же эта сила, которая в громадном большинстве, сама собой не руководила? Потому что экономические условия жизни этой массы таковы, что объединиться сама, сплотиться сама она не может» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 32, изд. 4-е, стр. 253-254 или см. В. И. Ленин, ПСС, т. 43, стр. 135-137). Мелкие товаропроизводители (ремесленники, земледельцы и т. д.), хозяйчики, торговцы являются мелкими собственниками и без известного оборота их товара, без торговли, без спекуляции существовать не могут. По своей природе, в силу своего экономического положения они являются торговцами, спекулянтами с соответствующими инстинктами и мыслями. Живя сами по-хозяйски и стремясь «выйти в люди», они мыслят как буржуа, и поэтому в основе всех их помыслов и действий лежит жажда наживы, они всегда руководствуются только и исключительно своими мелкособственническими, корыстными интересами, в торговых сделках все они хотят дёшево купить чужой товар и дорого продать свой товар.
Мелкая буржуазия БЕЗРАЗЛИЧНА к интересам общества, во всех делах она руководствуется коммерческим расчётом и страстно желает, чтобы постоянно была возможность наживаться на чужой счёт и жить как богатые буржуа. «Мелочная природа ее торговых сделок и кредитных операций как нельзя более способна наложить отпечаток на весь ее характер, лишая его энергии и предприимчивости; поэтому… такими же свойствами будет отличаться и ее политическая деятельность» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, изд. 2-е, стр. 104-107).