МатериализмТаким образом, марксизм вместо того чтобы опереться на единство диалектической традиции сделал ставку на его отличие от Гегеля и прочих вредных идеалистов.
Первый принцип - Единство Целого - мыслится здесь по умолчанию, так как объекты в развитии рассматривается как "вещь в себе", но добавляется аналогичный принцип всеобщей связи.
А сам материализм – это раскрытие третьего принципа диалектики: Трехмерность и объективная предметность-материальность содержания.
Заглянем в википедию для освещения основных положений диалектического материализма.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC#%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F Я несколько перегруппирую данные положения, чтобы упростить их восприятие в целом.
1. Теория отражения.Материя, движение, пространство, время – это понятия, то есть мысленные абстракции, соответствующие объективной реальности. Мера соответствия – это согласие нашего сознательного опыта (практики) с картиной мира в нашем сообщном знании/сознании.
• все понятия это отражения объективной реальности в нашем сознании и теле
• при этом эти отражения (понятия/абстракции) объективны, то есть присущи самой объективной реальности (материи)
• не человек отражает действительность, а действительность отражается в человеке
• таким образом сама материя - как целое - познает сама себя
• отражение это свойство материи
• при этом сам человек и его сознание являются продуктом исторического развития общества
• не сознание человека определяет общественное бытие, а общественное бытие (как сложная форма материи в движении и развитии) определяет человеческое сознание
• абстрактное мышление человека – это высшая форма отражения и высшая форма движения
• мышление неотделимо от материи и существовало всегда (но не всегда в разумной форме)
2. Свойства материи.
• материя несотворима, была всегда, бесконечна в пространстве и во времени
• движение это способ существования материи: оно не может существовать вне материи, и не существует материи без движения — движение неуничтожимо
• материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
• взаимосвязь предметов и явлений всеобщая — каждый предмет и явление имеет взаимную связь с каждым из всех остальных
• материя неисчерпаема как вширь, так и вглубь, так и во времени
• материи присуща детерминированность всех явлений – их определяемость и измеримость
• материи присуща причинность – зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
• можно выделить следующие формы движения - физическая, химическая, механическая, биологическая, социальная...
* Сюда можно добавить Трехмерность материи-пространства-времени, Однонаправленность общего времени (необратимость процессов, однозначность прошлого) и точную непредсказуемость будущего уже на микроуровне (случайные и хаотические процессы).3. Противоречивость материи и движения• Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий.
• характер движения диалектический, то есть обусловлен материальным, реальным сосуществованием двух взаимно противоречащих сторон этого движения
* Тем не менее, протон и квант неделимы. То есть сама материя, а значит и пространство дискретны. В отличие от математической (абстрактно-понятийной) бесконечной делимости любого отрезка – как в рациональных числах, так и в действительных числах. То есть непрерывность – плод мышления, плод высшего отражения. Причем всегда фиксированного.• Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия. И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей. Ленин.
• …противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна. Ленин.