ВОПЛОЩАЕТСЯ ЛИ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ВЕЩНОМ ПРЕДМЕТЕ И НИГДЕ БОЛЕЕ?
«...Все виды общественно полезной деятельности, то есть труда в широком смысле, подразделяются на три вида:
1. Деятельность, непосредственным и основным результатом которой являются вещь, энергия или перемещение вещей, энергии в пространстве — материально производительный труд, или труд в узком, политэкономическом смысле слова.
2. Деятельность, непосредственным и основным результатом которой являются идея, информация, образ — научная деятельность, труд деятелей искусства и т.п.
3. Деятельность, непосредственно воплощающаяся в человеке, который выступает по отношению к этому виду деятельности в качестве предмета труда — услуга, в частности, труд врачей, учителей, организаторов т.д.»
[Золотов А.В., Попов М.В. Философия производительного труда: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ/ — 2006. — 160 с. —С.6]
Что писал Маркс:
«Товар есть
прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей, — порождаются ли они, например, желудком или фантазией, — ничего не изменяет в деле. Дело также не в том, как именно удовлетворяет данная вещь человеческую потребность: непосредственно ли, как жизненное средство, т. е. как предмет потребления, или окольным путем, как средство производства.
Каждую полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами.
Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные способы употребления вещей, есть дело исторического развития. То же самое следует сказать об отыскании общественных мер для количественной стороны полезных вещей. Различия товарных мер отчасти определяются различной природой самих измеряемых предметов, отчасти же являются условными.
Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего.
Поэтому
товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т. п.,
само есть потребительная стоимость, или благо».
т.23.с.43-44
Как видим, путем несложного логического приема Маркс переходит от рассмотрения потребительной стоимости товара к рассмотрению товарного тела или блага исключительно в вещественной форме. Но из этого вовсе не следует, что все потребительные стоимости являются вещественными благами.
Поэтому он пишет:
«Стоимость, оставляя в стороне её чисто символическое выражение в знаке стоимости, существует только
в той или иной потребительной стоимости, в той или иной вещи. (Сам человек, рассматриваемый только как наличное бытие рабочей силы, есть предмет природы, вещь, хотя и живая, сознательная вещь, а самый труд есть материальное проявление этой силы.) Поэтому, если утрачивается потребительная стоимость, утрачивается и стоимость».
т.23, с.213-214.
Когда он пишет «
той или иной потребительной стоимости, в той или иной вещи», то это вовсе не означает, что Маркс для красного словца употребляет синонимы. Понятие потребительная стоимость» шире понятия «вещь», хотя все вещи как товары суть потребительные стоимости.
Просто Маркс не считает целесообразным преждевременно рассматривать наряду с вещественными благами блага невещественные. Во-первых, потому, что невещественных благ в его время было не так уж и много. Во-вторых, Маркс был поглощен идеей овеществленного труда, а рассматривать сие понятие в отношении к невещественным благам было просто нецелесообразно. тем не менее, Маркс прекрасно понимал, что помимо вещественных благ есть невещественные блага, о чем свидетельствует понятие «перемещение», введенное им при рассмотрении работы транспортной промышленности.
Таким образом, совершенно правильна трактовка потребительной стоимости (носителя полезного эффекта) не только как вещи, но и как энергии или перемещения вещей и энергии в пространстве.
Некто
посторонний, однако, совершенно ничего не поняв в «Капитале» пытается доказать свое абсурдное утверждение о том, что
Прибавочная стоимость, увеличивающая стоимость капитала, воплощается только и исключительно в прибавочном продукте, то есть в ВЕЩНОМ ПРЕДМЕТЕ и нигде более. «Стоимость… существует только в той или иной потребительной стоимости, в той или иной ВЕЩИ» (см. К. Маркс, «Капитал», т. 1, Л., 1950 г., стр. 209).
Я думаю, что продолжать дискуссию с
посторонним на данную тему (когда и так уже все ясно) было бы пустопорожней тратой времени.