В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, представители других национальностей. Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи.
Какая прелесть. Благолепие, богодухновение и благорастворение в воздусях. Внесите образА.
Считается, что все крестьяне ехали за Урал за землёй и получили её по приезду!
На самом деле ехали, безусловно, за землёй, но досталась она далеко не всемВзяла в архиве карточки сельхозпереписи трех родственных семей.
Только один хозяин двора, Гавриил Рубцов получил 4 земельных надела, по числу мужских рук в семье. А остальные числились безнадельными.
Родные вспоминают, что ехали они по-богатому: везли с собой лошадей, коров, домашний скарб, бороны, молотилки, семена. А здесь всё постепенно растеряли. Не сладким оказался новый хлеб!
Рубцовы попали по прибытию на "голую кочку" в Чарышской волости, где вместе с другими такими же бедолагами, основали село Ново-Терновое, сейчас уже не существующее.

Шматовым, «повезло» ещё круче, они распределились в Колыванскую волость, старожильческое село Ручьёво. Местные были не особо рады переселенцам.

Дело дошло до того, что не получив обещанные наделы и не выдержав алтайского гостеприимства, семья пыталась вернуться в Воронеж, но там, гражданские противоречия и смута случились раньше, чем в Сибири и потерявшие всё люди оказались совсем не к месту.
Выживали тяжело, отец Шматов, ездил работать на городских вокзалах носильщиком, а его маленькие дочки с женой батрачили по людям. Потом глава семейства умер, стало совсем худо, рано выданные замуж дочери, спасли семью от полного исчезновения.
Теперь самое главное:
1) Согласно справочнику «Переселение за Урал в 1908 г», миграция на новую родину стоила в два раза больше, чем государственная компенсация, за переезд. Конкретно за Алтай давали 150 рублей, а расчётная стоимость мероприятия была 300р.
2) Для тех крестьянских семей, у кого на родине животы от нищеты сводило, никаких шансов перебраться в дальние края, не было и в помине. Те, кто отважился переезжать, были не бедными у себя дома.
3) Переселенцев обманывали все кому не лень. Мутные посредники, бравшие процент за размещение в «сказочных Эльдорадо», мелкие провинциальные чиновники, старожилы.
4) Многие мигрирующие семьи ставили на кон все что имели, теряли и не находили в себе сил и средств вернуться на родину или подняться на новом месте. И исчезали без следа.