Скажи мне,кто твой друг-и я скажу-кто ты!
Как попал в Иерусалим один из самых жестоких африканских диктаторов?
Гидон Ремез, "Гаарец", 15.05.2008
Президентская конференция планировалась, кроме всего прочего, для того, чтобы предоставить мировым лидерам возможность заявить о своих теплых чувствах к Израилю. Однако кто эти люди, из-за которых жители Иерусалима вынуждены существовать в условиях комендантского часа?
Так, вместе с Бушем к нам прибыли многие лидеры стран Восточной Европы и постсоветского пространства, которые пытаются через Иерусалим протоптать дорогу в Вашингтон – чтобы найти защиту от угрозы, которую они чувствуют со стороны России. При этом поведение лидеров западноевропейских и латиноамериканских стран выглядит как пощечина – ни один из них не соизволил приехать к нам.
Среди гостей выделяется лидер африканского государства Буркина-Фасо (в переводе – "Родина честных людей"). Известная в прошлом как Верхняя Вольта, это нищая, забытая всем миром страна. Ее лидер, Блез Компаоре, с такими почестями принятый в Иерусалиме, - один из самых давних и самых жестоких диктаторов на африканском континенте.
Блез Компаоре пришел к власти в 1987 году после кровавого военного переворота (тогда с жизнью расстался, среди прочих, и его предшественник на этом посту). Патроном Компаоре был и остается по сегодняшний день лидер Ливии Муамар Каддафи.
Противники Компаоре бесследно исчезают, в стране произвольно меняются законы, выборы представляют собой фарс. Верный друг и ученик Каддафи всячески помогает Ливии в ее делах в Африке. Так, при помощи Буркина-Фасо Ливия вооружала, финансировала и обучала самые жестокие банды убийц, действовавших в гражданских войнах в Западной Африке. К примеру, это группировки Чарльза Тейлора в Либерии и Фадауи Санко в Сьерра-Леоне. Тейлор и Санко были в итоге арестованы, и сейчас их судят за преступления против человечности.
Компаоре и Каддафи возглавляют суверенные государства, поэтому международное правосудие не может до них добраться. Отметим, что руководителей Ливии и Буркина-Фасо подозревают в попытке организации переворота в Мавритании – одной из трех стран-членов ЛАГ (кроме Египта и Иордании), поддерживающей дипломатические отношения с Израилем.
Какая "реальная политика" стоит за израильским нежеланием обращать внимание на моральную сторону, связанную с приглашением столь одиозной личности? Возможность сфотографироваться вместе с президентом США Бушем важна для Компаоре (кстати, и для ряда других наших высоких гостей) намного больше, чем все 60 лет нашей независимости или вызовы завтрашнего дня для всего человечества, которые обсуждают съехавшиеся в Иерусалим лидеры.
Есть, правда, одно вероятное оправдание визита Компаоре - если он получил добро на эту поездку от Каддафи, который пытается пойти на определенное потепление отношений с Израилем в рамках более общего примирения с Западом (достаточно вспомнить отказ Ливии от ядерной программы). Однако даже в этом случае можно было ограничиться отдельным визитом главы Буркина-Фасо в нашу страну вместо того, чтобы давать ему возможность понежиться в лучах юпитеров рядом с президентами США, Израиля и других стран.
Впрочем, скорее всего, приезд Компаоре в Израиль стал результатом сочетания бюрократической инерции и обыкновенного невежества: пригласите всех, и кто хочет, пусть приезжает. И все равно трудно понять тех немногих людей в нашей стране, которые знают, что представляет собой президент Буркина-Фасо. Трудно поверить, что бывший министр иностранных дел Шимон Перес не относится к числу этих немногих.