«На фабриках закупщик и продавец часто являются даже двумя особыми лицами. При товарном производстве обращение столь же необходимо, как и само производство, следовательно, и агенты обращения столь же необходимы, как агенты производства. Процесс воспроизводства включает в себя обе функции капитала, а следовательно и необходимость представительства этих функций самим ли капиталистом, наёмным ли рабочим, агентом капиталиста. Однако это вовсе не основание для того чтобы смешивать агентов обращения с агентами производства, а равно для того чтобы смешивать функции товарного и денежного капитала с функциями производительного капитала. Агенты обращения должны быть оплачены агентами производства. Если же капиталисты, покупающие друг у друга и продающие один другому, не создают этим актом ни продуктов, ни стоимости, то это нисколько не изменяется от того, что размеры их дела дают им возможность, или принуждают их, перекладывать на других функции купли-продажи. В некоторых предприятиях закупщики и продавцы оплачиваются тантьемами, долями в прибыли» (см. К. Маркс, «Капитал», т. 2, Л., 1950 г., стр. 123-124).
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ
1. чистые издержки обращения
1. время купли и продажи
Торговые сделки, которые совершаются между покупателем и продавцом в сфере обращения, требуют время, чтобы договориться. Ибо «здесь происходит борьба, в которой каждая сторона стремится нанести ущерб другой; друг против друга стоят дельцы, а «when greek meets greek then comes the tug of war» [«когда грек встречается с греком, происходит боевая схватка»]. Изменение состояния (в сторону ускорения сделок по купле-продаже между агентами обращения – авт.) стоит времени и рабочей силы, но не для того чтобы создать стоимость, а для того чтобы совершить превращение стоимости из одной формы в другую (т. е. превратить товар в деньги и деньги в товар – авт.). Дело нисколько не изменится от взаимных стараний присвоить себе при этом случае излишнее количество стоимости. Труд этот, злонамеренно преувеличенный обеими сторонами, точно так же НЕ СОЗДАЁТ СТОИМОСТИ, как труд, затраченный на ведение судебного процесса, не увеличивает стоимости объекта тяжбы.
Роль этого труда, являющегося необходимым моментом капиталистического процесса производства в его целом, причём последний заключает в себе и обращение или заключается в нём, – роль этого труда такая же, как, напр., роль работы, совершающейся при горении какого-нибудь вещества, которое употребляется, чтобы произвести теплоту. Чтобы употребить, напр., уголь как топливо, я должен соединить его с кислородом и при этом перевести его из твёрдого состояния в газообразное (так как в углекислом газе, результате горения, уголь находится в виде газа), следовательно, я должен произвести изменение физической формы существования или физического состояния. Новому соединению должно предшествовать отделение молекул углерода, соединённых в одно твёрдое тело, и распадение самих молекул углерода на их отдельные атомы. Всё это стоит известной затраты энергии, которая, таким образом, не превращается в теплоту, а отнимается от неё. Поэтому, если товаровладельцы не капиталисты, а самостоятельные непосредственные производители, то время, употребляемое ими на куплю и продажу, представляет ВЫЧЕТ из их рабочего времени. Вот почему они всегда старались (как в древности, так и в средние века) приурочивать такого рода операции к праздничным дням.
Размеры, которых превращение товаров достигает в руках капиталистов, конечно, не могут превратить этого труда, НЕ СОЗДАЮЩЕГО СТОИМОСТИ, опосредствующего лишь перемену формы стоимости, в труд, производящий стоимость. Чудо такого пресуществления труда столь же мало может совершиться и от перенесения, т. е. от того, что промышленные капиталисты, вместо того чтобы самим совершать эту «работу горения», превращают её в исключительное занятие оплачиваемых ими третьих лиц. Конечно, эти третьи лица не предоставят в их распоряжение своей рабочей силы ради красивых глаз. Во всяком случае, для сборщика ренты, служащего у какого-нибудь землевладельца, или для служащего банка безразлично, что их труд ни на грош НЕ УВЕЛИЧИВАЕТ величины стоимости ни ренты, ни слитков золота, мешками переносимых в другой банк.