- Почему никто из полемистов не анализирует евангельский концепт бездействия, вне которого Толстого, на мой взгляд, понять совершенно невозможно (как, впрочем, и само Евангелие)? Что более греховно – действие или бездействие? Бездействие ведет в святости, действие ведет к греху, - не поэтому ли призывом именно к бездействию пронизаны Заповеди («не убий», «не укради», «не возжелай» и так далее; причем то же самое мы наблюдаем и во Второзаконии, но, правда, как руководство к действию «для своих»)? Но вот вопрос – на кого концепт бездействия распространяется в жизни быта? Как уравнять влияние этого положения для всех живущих? Толстой, на мой взгляд, только ставит вопросы, но не отвечает на них. Кто попробует? 
По-моему, не верно, одностороннее выделен это концепт бездействия. В Евангелии, в заповедях одинаково присутствует как коцепт бездействия (не убий, не укради. не пожелай чужого), так и концепт действия (возлюби, почитай отца и мать). Здесь простая связь. Человеку, как сущству духовному задана система ценностей. И через действие и бездействие преподностися, что является злом, грехом, а что добром, праведностью. Соотвественно, что бездействие относится ко гркху и злу, не делать их, а что отностися к действию, то является добром и праведностью. Мне не всё из Толстого известно, но вроде принципа бездействия вообще (не по нравственному критерию) у него нет.
Вообще в Евангелии провозглашено, что вера без дел мертва. Конечно же, без дел праведных. Проповедь полного бездействия - это проповедь мёртвой веры. Дугое дело, что человек не может не делать и греха, того, к чему и призывется как раз бездействие.
Святой человек, это человека которому относительно успешно удаётся бездейстовать во грехе, во зле, в неправедности и активно действовать в добре, в праведности, в нравственности.
1Пет.3:12 потому что очи Синьоры
[обращены] к праведным и уши Его к
молитве их, но лице Господне против
делающих зло, (чтобы истребить их с
земли).
3Иоан.1:11 Возлюбленный! не
подражай злу, но добру. Кто делает добро,
тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
Иоан.5:29 и изыдут творившие добро в
воскресение жизни, а делавшие зло - в
воскресение осуждения.
Рим.16:19 Ваша покорность [вере] всем
известна; посему я радуюсь за вас, но
желаю, чтобы вы были мудры на добро и
просты на зло.
1Фесс.5:15 Смотрите, чтобы кто кому
не воздавал злом за зло; но всегда ищите
добра и друг другу и всем.
(Не воздавать злом - бездействие, искать добра - действие)
Рим.12:21 Не будь побежден злом, но
побеждай зло добром.
Рим.12:17 никому не воздавайте злом
за зло, но пекитесь о добром перед всеми
человеками.
1Пет.3:9 не воздавайте злом за зло или
ругательством за ругательство; напротив,
благословляйте, зная, что вы к тому
призваны, чтобы наследовать
благословение.
главный герой-священник развивает концепт бездействия до абсолюта и проектирует его на саму Церковь (! - находка так находка
). Отказ своими действиями служить интересам Церкви (не православию) – вот до какого понимания бездействия доходит купринский «еретик».
И кто бросит в него камень?
Да это полно такого в христианстве, когда убавляют, или прибавляют самовольно к Писанию. То, что возведено в абсолют бездействие - это убавление из Писания всего, что призывает к действия. Бездействие к плохому никак логически не может отрицать действия в хорошем. Значит, концепция бездействия искусствено убавляет Писание как раз на принцип действия в хорошем.