Ладно! Крош, попробую помочь!
ОФФТОП! конечно! Можете удалить по прочтении..
Координаты, сиречь, две линии – пересечение которых определяет место на плоскости.
Земля у нас не плоская. Делаем модель и разворачиваем в плоские листы – карты проекции Меркатора (для моряков). Потому что меридианы параллельны, а параллели им перпендикулярны. Все это делается по МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ с учетом допустимых искажений. Вид при этом искажается (обзорные карты), но легко считать курсы и направления и расстояния в милях..
Способов определения места в море – множество! Штурман выбирает наиболее оптимальные и эффективные, с точки зрения затрат времени, точности, надежности и своевременности… и т.п.
Вблизи навигационных опасностей - точность места корабля должна быть выше точности места опасности. В открытом море (вне видимости береговых ориентиров) и достаточно большими глубинами место достаточно знать с точностью несколько миль..
Тут специфика какая.. Рыбак, когда он ловит рыбу – ему пох.. координаты, главное косяк не упустить. Уткнется в фиш-лупу и рулит.. Флаг вывешивает правда, - типа «обходи меня, сзади трал 2 мили» - (шутка), задача у него, допустим, провести трал ровно по 50-метровой избате (пример) потому что именно там косяк пасется и т.п. После того как трал поднимут, начинает определять место.
АПЛ или (ПЛ) с ракетным баллистическим (той эпохи, до системы ГЛОНАСС) на переходе имела точность места для обеспечения безопасности и скрытности, а в районе боевого патрулирования – то есть возможного пуска ракет – максимальную точность обеспечивающую поражение цели оружием. (тут речь идет о десятках метров)
Понимаете, Крош, вот определили вы место с точностью
- 50 метров.. эта ошибка в месте старта полностью войдет в ошибку попадания ракет .. и увеличит её. Ракета добавит в полете отклонения по курсу, дальности, от давления атмосферы и т.п.
Лодка на переходе имеет другую задачу – скрытного перемещения в заданный район и занятия позиции к назначенному времени.. Для нее в окияне – ошибка несколько миль это счастье! В подводном положении.. Был случай на ТОФ, когда АПЛ (пр.675) налетела на о.Окинава на глубине метров 200.. Ладно песок и скорость не велика, да касание только, но гидроакустический комплекс пришлось выбросить.. подвсплыли под перископ: мля, амеры по пляжу ходят! Окинава.. Ну определили место – по берегу .. ошибка составила миль 20 с лишним.. Тоись, считали что они в одном месте, а были в другом.. Подводные течения учесть очень трудно… Один раз на дизельной лодке надо было форсировать скрытно пролив между островами. Подошли, погрузились .. через 6 часов всплываем, а мы еще дальше от точки погружения.. В этом проливе (оказ.) существовало поверхностное течение попутное и встречное на глубине 100 метров аж почти 8 узлов, а дизельная под водой 5-6 узлов дает (иначе батареи сядут и всплывай на зарядку.. писе-ц). Сведения о гидрологии и гидрографии – приравнивались к гос секретам.. И если гидрографы бороздили Мировой океан, то возможно в интересах боевого патрулирования АПЛ иДЭПЛ в этих местах..