…Гарри Гопкинс, близкий друг Рузвельта и его личный посланник по особо важным делам, от имени президента поставил перед нами вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с русской православной церковью. По его словам, это необходимо, чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США в годы войны. Эти неофициальные рекомендации были приняты Сталиным еще в 1943 году и создали дополнительные благоприятные предпосылки для встречи в Тегеране, а затем в Ялте.

Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.

Автор Тема: ОСЕВОЕ ВРЕМЯ РЕЛИГИЙ Булат Владимир Владимирович  (Прочитано 7940 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Возникает вопрос: а куда же в результате возникновения религий делась мифология?  Никуда она не делась.  Она сохранилась в религиозном сознании как его компонент.  Можно сказать, что т.н. «народная религиозность» всецело мифологическая.  Причем, как и всякое мифологическое сознание, народная религиозность имеет тенденцию к синкретизации верований.  Отсюда обвинения «идейными» религиозными интеллигентами «темных народных масс» в непонимании «чистоты христианства», которые в наше время столь же распространены, как и в первые века христианства. Для «возвращения к чистоте» религии возможен только один путь: вновь превращение христианства в мелкую секту «единомышленников».  А вот здесь встает проблема монотеизма как такового.  Монотеизм – это система, в которой человек и бог находятся лицом к лицу, и больше ничего нет.  Но разве есть хоть одна религия, где ничего нет, кроме бога и человека?  Такой религии нет.  В христианстве, кроме того, что бог троичен (что понятно лишь высокообразованным богословам, да и то не всем, раз принимается как догмат, а не разумно, в то время как в народном понимании наблюдаются три личности – три бога, общающиеся внутри себя не менее сложно, чем греческие боги на Олимпе), присутствуют также ангелы (согласно Иоанну Златоусту (347-407) число ангелов реально не имеет предела, что соперничает с бесконечностью христианского бога (Мифы народов мира. М.,1991. Т 1, с 77)), богоматерь (Владимир Соловьев, опираясь на народную мифологию и труды некоторых отцов церкви, добавил к ней Софию – премудрость божию), сонм святых, бесы и т.д.  И вся эта многоголосая и многоликая картина практически заслоняет от человека экзистенциальное видение единственного божества.  Не только бесы, но и святые – это духи, контролирующие материальные объекты (святые покровители городов, к примеру).  В общем, получается яркая картина, схожая с обычной мифологией.  А судя по количеству молитв святым, ангелам и т.д., а не лично богу, христиане не считают их такими уж второ- или третьестепенными.  В исламе как будто этого нет – есть один Аллах, и нет бога кроме него.  Не тут-то было!  Те же ангелы, демоны, джинны, пэри, сонм святых шейхов и имамов, конь Пегас, переименованный в Бурака, на котором пророк Мухаммед летал в Иерусалим.  Весь яркий и пестрый мир арабских сказок.  Иудаизм тоже не так уж «пуст» и «одномерен».  Иудаистическая демонология средневековья очень разнообразна и многопланова (и это при том, что современный талмудический иудаизм – гностическое верование, и назвать его религией можно с очень большой натяжкой).  Ко всему прочему, есть иудаистические секты, которые признают переселение душ, обожествляют святых – цадиков и ребе (вплоть до примитивного фетишизма их личных вещей).  Из этого делаем вывод: монотеизм как «чистая линия» взаимоотношений «бог – человек» невозможен в принципе.  Человек перестанет быть человеком, если потеряет фантазии, которые населяют мир множеством вымышленных существ.  А если начать искать «перводвигатель», «первопричину» мира, так ведь и в греческой мифологии все порождено из Хаоса, но мы же не считаем верования древних греков монотеистическими.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Загрузка...

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Если мифологические системы вырождаются путем их синкретизации, то у идейных религий опасность прямо противоположная – это вероятность заблудиться в дебрях религиозной философии, потерять связь с «кровью и почвой» - с теми самыми «народными суевериями», которые религиозные авторитеты клеймят как примитив и глупость, но без которых полноценная религия невозможна.  Поэтому без народной мифологии «языческого» происхождения религия быстро превращается в гностическую секту.  Такова история возникновения талмудического иудаизма – на базе монотеистического иудаизма второй половины I тысячелетия до н.э., и манихейства – на базе зороастризма в III веке н.э.  Ряд современных протестантских сект (иеговисты, адвентисты и др.) также можно считать гностическими сектами на базе христианства (а вот мормоны – в противоположность иеговистам – учитывая их этноконфессиональный характер, являются религиозным верованием, «вернувшимся» на грань мифологической системы; редко, но это бывает).  Разумеется, различая политеистический и монотеистический иудаизм, следует помнить, что в XIII-VI веках до н.э. как такового иудаизма не существовало, а была западносемитская мифология – комплекс верований и культов западносемитских племен (арамеев, финикийцев и ханаанеев, амореев, евреев, а также карфагенян, с небольшими вкраплениями остатков ранних яфетидов (иевусеи), хурритов, митаннийцев и хетто-лувийцев) от Синая до Оронта.  При чтении Ветхого Завета (если встать на позицию позднейшего монотеизма) оказывается, что древние евреи только то и делали, что маниакально поклонялись другим богам.  На самом деле это была нормальная практика, причем, не только евреи поклонялись общесемитским богам (Ваалу, Астарте и др.), но и другие окрестные народы поклонялись громовержцу Яхве, и никто не видел в этом ничего зазорного – превращающего их тут же в «народ божий».   Философский аппарат, появившийся независимо друг от друга в Индии и Греции, уже в эллинистическую эпоху был востребован новоявленными религиями, но там, где он «вышел из под контроля», появились гностические секты.  Интересно, что в случае зороастризма мы не наблюдаем сколько-нибудь развитой внутрииранской философской системы, поэтому здесь возможно перекрестное влияние индийского и греческого центров философии (хотя можно предположить, что иранская философия просто хуже сохранилась на уровне источниковедческой базы, и в иранской среде не нашелся свой Диоген Лаэртский).  Греки, во всяком случае, были весьма высокого мнения о «персидских мудрецах».
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Когда утверждается прямое происхождение христианства от иудаизма, забывается, что сходство это заключается лишь в некоторых чисто обрядовых моментах.   В христианском ритуале можно выделить ряд элементов, заимствованных из иудаизма.  Чтение отрывков из ветхого и нового заветов во время богослужения — христианский вариант чтения торы и книги пророков в синагоге.  Важное место, которое занимают псалмы в христианской литургии.  Некоторые ранние христианские молитвы представляют собой заимствование или переработку еврейских оригиналов: «Апостольские постановления» (7:35-38); «Дидахе» («Учение 12 апостолов») главы 9-12; молитва «Отче наш» (ср. еврейская молитва «Каддиш»).  Очевидно еврейское происхождение многих молитвенных формул: например, «аминь (амен)», «аллилуя (галилуйа)» и «осанна (хошана)».  Можно обнаружить общность некоторых христианских обрядов (таинств) с еврейскими, хотя и преобразованными в специфически христианском духе.  Например, таинство крещения (ср. обрезание и миква).  Важнейшее христианские таинство — евхаристия — основано на предании о последней трапезе Иисуса с учениками (Тайная вечеря, отождествляемая с пасхальной трапезой) и включает такие традиционные еврейские элементы, как преломляемый хлеб и чаша вина.  Вот собственно и все, при том, что крещение в христианстве – обычная обрядовая инициация, свойственная практически всем религиям и многим мифологическим практикам, а обрезание исторически принято было не только у евреев, да и вино с хлебом как продукты, употребляемые при богослужении в качестве причастия, характерны опять же не только для иудаистического культа.  Именно это заставляет сделать предположение, что раннее христианство восприняло лишь некоторые иудейские ритуальные формы, которые в их среду занесли люди типа апостола Павла.  Если это был исторический персонаж (а из его посланий половина признана критической школой библеистики принадлежащими одному и тому же автору), то именно он (точнее, люди его круга) «юдаизировал» христианские обряды, будучи при этом ярым сторонником христианских идей.  А эти идеи – содержание христианских верований – коренным образом отличаются от иудаизма – как монотеистического рубежа эр, так и позднейшего гностического.  Основное различие между иудаизмом и христианством (помимо самого представления о воплощении божества, в принципе невозможного в иудаизме, как ортодоксальном, так и еретическом) составляют три главные догмы христианства: первородный грех, второе пришествие Иисуса и искупление грехов его смертью.  Для христиан эти три догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы.  С точки зрения иудаизма, этих проблем просто не существует.  Христианское разрешение проблемы первородного греха — принятие Христа через крещение.  Согласно представлению иудаизма, всякий человек рождается невинным и сам делает свой моральный выбор — грешить или не грешить, что близко к зороастризму.  До смерти Иисуса пророчества Ветхого Завета о Мессии не были исполнены.  Христианское разрешение проблемы — Второе Пришествие.  С иудаистической точки зрения, это не проблема, поскольку у евреев никогда не было основания верить, что Иисус был Мессией, а если Мессия действительно придет, ему не потребуется Второе Пришествие для реализации своих задач.  Христианское решение проблемы, связанной с тем, что люди не могут добиться спасения своими делами — смерть Иисуса искупает грехи тех, кто верит в него.  Согласно иудаизму, люди могут добиться спасения посредством своих поступков.  В разрешении этой проблемы христианство, признающее невозможность для человека самостоятельного достижения совершенства, полностью отличается от иудаизма.  Разумеется, не может всерьез восприниматься в качестве доказательства происхождения христианства от иудаизма позднейшие принятие еврейских пищевых запретов и т.д. протестантскими сектами или маргинальными православными группами.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Кажется немного странным, что христианству так уж понадобилось устанавливать связи с иудаизмом.  Но, во-первых, это произошло скорее случайно, чем преднамеренно, а во-вторых, создатели первохристианства были просто малосведущи в этом предмете (к тому же, их запутал Павел – или тот, кто писал под его именем).  Предположим вполне современную ситуацию: христианские миссионеры проникают к некому африканскому «языческому» племени и рассказывают о Христе как о божьем сыне.  У слушателей сразу же возникает картина: Иисус Христос – сын верховного бога местного пантеона, он вписывается в существующие верования, и происходит синкретизация христианства (приверженцы синкретических афро-христианских сект составляют десятую часть всех африканских христиан, а синкретические настроения в той или иной мере характерны практически для всех африканских христиан).  Аналогично здесь наблюдается синкретизация иудаизма (еще негностического) и первохристианства, чье появления связано с малоазийскими культами умирающих и воскресающих богов.  Если евреи заявляли о своем поклонении «единому богу», а Иисус Христос и был этим «единым богом», с т.з. первохристиан, то они были отождествлены (причем павловцы – так назовем небольшую еврейскую группу в составе первохристиан – эти настроения всячески распространяли).  Помимо вышеназванных обрядовых заимствований, христианство и иудаизм не связаны ничем, и даже в Никейском символе веры IV века н.э. о евреях, ветхом завете, Яхве и т.д. нет ни слова.  Православный символ веры звучит следующим образом:

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.  И во единого Синьоры Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями, восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца.  И в Святого Духа, Синьоры, дающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.  И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.  Исповедую единое крещение во оставление грехов.  Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь». (Народы и религии мира. М.,1999, с 794-795) 

Католицизм прибавляет к этому тексту т.н. «филиокве» - т.е. исхождение святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына:

«Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Синьоры Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Синьоры Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь». 
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
В Аугсбургском символе веры, принятом в 1530 году будущими лютеранами, та же картина:

«Непобедимый император, цезарь Август, милостивейший государь!  Поскольку Ваше Императорское Величество созвали Рейхстаг здесь, в Аугсбурге, для обсуждения мер против мусульман, отвратительных, заклятых и древних врагов Христианства, а именно — [для решения того] каким образом эффективно противостоять их нападкам, осуществив надлежащую военную подготовку; а также [Вы созвали его] для рассмотрения разногласий в нашей святой религии и христианской вере, чтобы мнения и суждения сторон могли быть выслушаны в присутствии друг друга, рассмотрены и обдуманы со взаимным милосердием, снисходительностью и доброжелательностью — чтобы после устранения и исправления того, что понималось иначе в трудах и писаниях каждой из сторон, эти вопросы могли быть учреждены и возвращены к единой простой истине и христианскому согласию, чтобы в будущем единая чистая и истинная религия могла быть постигнута нами и получила нашу поддержку, чтобы, поскольку все мы подвластны Христу и сражаемся под Ним, мы были способны также жить в согласии в единой Христианской Церкви.  Так как мы, подписавшиеся ниже курфюрст, князья и другие, присоединившиеся к нам, были, так же, как другие курфюрсты, князья и сословия, призваны на вышеупомянутый Рейхстаг, мы, повинуясь императорскому предписанию, незамедлительно прибыли в Аугсбург и — что утверждаем без хвастовства и самопревознесения — были одними из первых прибывших сюда.  Соответственно, поскольку даже здесь, в Аугсбурге, в самом начале заседания Рейхстага, Вы, Ваше Императорское Величество, предложили курфюрстам, князьям и иным сословиям империи, помимо прочего, выразить и представить на рассмотрение свои мнения и суждения по-немецки и по-латыни и поскольку в прошедшую среду, после надлежащего тщательного обсуждения, Вашему Императорскому Величеству был дан ответ о том, что мы со своей стороны представим Артикулы нашего вероисповедания в следующую среду, повинуясь воле Вашего Императорского Величества, мы предлагаем на рассмотрение Вероисповедание наших проповедников, которое является и нашим вероисповеданием, показывая, какое учение из Священных Писаний и Чистого Слова Божьего излагалось до сих пор на наших землях, в наших княжествах, графствах и городах, и чему учили в наших церквях. И если другие курфюрсты, князья и сословия империи, согласно вышеупомянутому предложению императора, представят подобные писания, то есть на латинском и на немецком языках, выразив свое мнение по данному вопросу религии, мы, вместе с упомянутыми князьями и единомышленниками, здесь, в присутствии Вашего Императорского Величества, нашего милосерднейшего сударьа, готовы обсудить в атмосфере дружелюбия все возможные способы и пути того, как мы могли бы собраться вместе, постольку поскольку это может быть сделано с почтением, и вопрос наш может быть обсужден мирно, без оскорбительных препирательств, разногласие, с Божьей помощью, может быть ликвидировано, и все может быть возвращено к единой, истинной и созвучной религии. Ибо, так как все мы подчинены одному Христу и ведем сражение под Его властью, нам, согласно лейтмотиву указа Вашего Императорского Величества, следует исповедовать единого Христа, и все должно делаться согласно истине Божьей, и это именно то, о чем мы пылко и ревностно умоляем Бога.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Однако что касается остальных курфюрстов, князей и сословий, представляющих противоположную сторону, если не будет наблюдаться никаких сдвигов к лучшему, никаких результатов не будет достигнуто в процессе рассмотрения данного религиозного дела, так, как Вы, Ваше Императорское Величество, мудро установили, а именно — в результате обоюдного представления писаний и спокойного обсуждения дела между собой, то мы, по крайней мере, оставляем вам ясное свидетельство, что никоим образом мы не уклоняемся здесь ни от чего, что могло бы способствовать достижению христианского согласия — такого [согласия], которое могло бы быть достигнуто с Богом и с доброй совестью, — и Ваше Императорское Величество, а также другие курфюрсты и сословия империи, и все, побуждаемые искренней любовью и усердием к религии, и также те, кто беспристрастно относятся к данному вопросу, милостиво соизволят принять во внимание и понять все из этого нашего Вероисповедания, которое является и Вероисповеданием наших единомышленников.  Ваше Императорское Величество уже ранее неоднократно, на Рейхстаге в Шпайере, состоявшемся в 1526 году по Р.Х., согласно формы Вашего имперского указания и поручения, данного и предписанного, в результате чего это было констатировано и публично провозглашено, любезно давало понять курфюрстам, князьям и сословиям империи, что Ваше Величество, имея дело с данным религиозным делом, по определенным причинам, приписанным имени Вашего Величества, не желаете принимать решения и не можете определить чего-либо, но что Ваше Величество будет стараться убедить папу римского в необходимости созыва Вселенского Собора. Этот же вопрос уже публично выдвигался и подробно обсуждался год назад, на последнем Рейхстаге, который собирался в Шпайере. Там Вы, Ваше Императорское Величество, через Его Высочество Фердинанда, короля Богемии и Венгрии, нашего друга и милосерднейшего сударьа, а также через имперских уполномоченных велели, помимо прочего, рассмотреть следующее — что Ваше Императорское Величество заметили и обдумали решение имперского представителя Вашего Величества, председателя, имперских советников и представителей от других сословий, собиравшихся в Регенсбурге, относительно созыва Совета, и что Ваше Императорское Величество также посчитали целесообразным созвать Совет. А также — что Ваше Императорское Величество не сомневались, что папа римский мог бы быть побужден к созыву Вселенского Собора, потому что вопросы, которые необходимо урегулировать между Вашим Императорским Величеством и папой римским, касались согласия и христианского примирения. Таким образом, Вы, Ваше Императорское Величество, сами упоминали о том, что Вы могли бы попытаться обеспечить согласие и указание папы на скорейший созыв такого Вселенского Собора при участии Вашего Императорского Величества. Если [в Аугсбурге] результат будет таков, что различия между нами и другими сторонами по вопросу о религии не могут быть урегулированы в дружественной атмосфере, тогда здесь, перед Вашим Императорским Величеством, со всей покорностью, мы вносим предложение в добавление к тому, что мы уже сделали, что мы все явимся и будем защищать наше дело на таком всеобщем, свободном христианском Соборе, ибо созыв такого Собора всегда вел к согласию курфюрстов, князей и других сословий империи на всех имперских рейхстагах, во все времена правления Вашего Величества. До этого мы в должной манере и законной форме уже обращались к собранию Вселенского Собора и одновременно к Вашему Императорскому Величеству по этому наиважнейшему делу. Мы по-прежнему придерживаемся того, о чем указывали в этом обращении к Вашему Императорскому Величеству и к Собору. Мы не намерены, и это невозможно для нас, оставить это, покуда разногласия между нами и противной стороной не будут урегулированы, успокоены и приведены к согласию, в дружественной и благожелательной атмосфере в духе последних имперских посланий. И это мы здесь торжественно и публично удостоверяем». 
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Далее следуют 28 принципов:
(I) Вера в Триединого Бога (на основе Никейского Собора), (II) Вера в первородный грех, вследствии которого человек рождается испорченным. (III) Вера в Иисуса Христа, распятого и воскресшего, который есть Слово и Богочеловек, грядущий судить живых и мертвых, как сказано в Символе Веры. (IV) Вера в оправдание верой как даром Божьим. (V-VI) Вера в Евангелия и Таинства. (VII-VIII) Вера в Единую Церковь (собрание святых) при разнообразии обрядов («Нет нужды в том, чтобы человеческие традиции, то есть обряды или церемонии, учрежденные людьми, были везде одинаковыми»).  (IX) Вера в святость крещения, в т.ч. и крещения детей. (X) Вера в «присутствие» Тела и Крови Христа во время Причастия.  (IX, XXV) Вера в исповедь, при необязательности перечисления грехов.  (XV, XXVI, XXVII) Критика монашеских обетов и постов. (XVI) Благословление светской жизни и государственного устройства. (XVII) Вера в Конец Света, когда придет Иисус Христос. (XVIII) Августинианская концепция свободы воли, которая обретает силу только при помощи Бога. (XXI) Критика почитания святых, при хранении памяти о них. (XXII) Необходимость причащения из чаши. (XXIII) Критика целибата.  (XXIV) Акцент на просветительском характере обрядов («обряды нужны только для того, чтобы неученые были научены») (XXVIII) Ограничение власти священников, за которыми сохраняется лишь проповедь и отправление таинств («церковь не вмешивается в дела гражданского управления»; «Власть Церкви имеет собственное предназначение — учить Евангелию и отправлять Таинства»).
http://svitlo.by.ru/konkordia/augsb.htm

Самый древний из христианских символов веры – т.н. апостольский – впервые зафиксированный письменно в VI веке н.э. у Цезаря Арльского, но, скорее всего, восходящий ко II веку н.э., поскольку очевидна его направленность против христианской ереси докетизма, также не содержит никаких указаний на связь христианских верований с ветхозаветными:

«Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, и в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Синьоры нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь».
http://ru.wikipedia.org/?oldid=14261148
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Таким образом, вполне ортодоксальное христианство может без всякого для себя ущерба вообще отказаться от ветхого завета – это ничуть не повлияет ни на его догматы, ни на картину мира в представлении христиан.  Правда, в никейском символе содержится ссылка на писания.  Однако – что интересно – эти писания никак не обозначаются – ни этнически, ни теологически.  Причем, предсказания пришествия в мир «бога-спасителя» неоднократно встречаются в античной литературе в период возникновения христианства.  Например, в «Буколиках» Вергилия:

ЭКЛОГА IV
Музы Сицилии, петь начинаем важнее предметы!
Заросли милы не всем, не всем тамариск низкорослый.
Лес воспоем, но и лес пусть консула будет достоин.
Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится
Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка.
При консулате твоем тот век благодатный настанет,
О Поллион! – и пойдут чередою великие годы.
Если в правленье твое преступленья не вовсе исчезнут,
То обессилят и мир от всечасного страха избавят.
Жить ему жизнью богов, он увидит богов и героев
Сонмы, они же его увидят к себе приобщенным.
Будет он миром владеть, успокоенным доблестью отчей.
Мальчик, в подарок тебе земля, не возделана вовсе,
Лучших первин принесет, с плющом блуждающий баккар
Перемешав и цветы колокассий с аканфом веселым.
Сами домой понесут молоком отягченное вымя
Козы, и грозные львы стадам уже страшны не будут.
Будет сама колыбель услаждать тебя щедро цветами.
Сгинет навеки змея, и трава с предательским ядом
Сгинет, но будет расти повсеместно аммом ассирийский.
А как научишься ты читать про доблесть героев
И про деянья отца, познавать, что есть добродетель,
Колосом нежным уже понемногу поля зажелтеют,
И с невозделанных лоз повиснут алые гроздья;
Дуб с его крепкой корой засочится медом росистым.
Все же толика еще сохранится прежних пороков
И повелит на судах Фетиду испытывать, грады
Поясом стен окружать и землю взрезать бороздами
Явится новый Тифис и Арго, судно героев
Избранных. Боле того: возникнут и новые войны,
И на троянцев опять Ахилл будет послан великий.
После же, мужем когда тебя сделает возраст окрепший,
Море покинут гребцы, и плавучие сосны не будут
Мену товаров вести – все всюду земля обеспечит.
Почва не будет страдать от мотыг, от серпа – виноградник;
Освободит и волов от ярма хлебопашец могучий;
Шерсть не будет хитро различной морочить окраской, -
Сам, по желанью, баран то в пурпур нежно-багряный,
То в золотистый шафран руно перекрашивать будет,
И добровольно в полях багрянец ягнят принарядит.
«Мчитесь, благие века!» – сказали своим веретенам
С твердою волей судеб извечно согласные Парки.
К почестям высшим гряди - тогда уже время наступит, -
Отпрыск богов дорогой, Юпитера высшего племя!
Мир обозри, что плывет под громадою выгнутой свода,
Земли, просторы морей обозри и высокое небо.
Все обозри, что вокруг веселится грядущему веку,
Лишь бы последнюю часть не утратил я длительной жизни,
Лишь бы твои прославить дела мне достало дыханья
Не победить бы меня ни фракийцу Орфею, ни Лину,
Если и матерью тот, а этот отцом был обучен -
Каллиопеей Орфей, а Лин Аполлоном прекрасным
Даже и Пан, пред аркадским судом со мной состязаясь,
Даже и Пан пред аркадским судом пораженье признал бы.
Мальчик, мать узнавай и ей начинай улыбаться, -
Десять месяцев ей принесли страданий немало.
Мальчик, того, кто не знал родительской нежной улыбки,
Трапезой бог не почтит, не допустит на ложе богиня.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество о рождении Христа, и на ней главным образом основана распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника.  При этом следует помнить, что синкретизация верований была процессом всеобъемлющим, и затрагивала не только процесс соединения религии и религии, но и заимствования из «нерелигиозных» источников – фольклора, художественной литературы и др.  Вообще, с научной т.з., нельзя делить культуру на «духовную» и «светскую», возводя между ними совершенно непроходимые стены – в реальности этого не наблюдается, наоборот, очевиден единый «плавильный котел», где происходят самые причудливые реакции.  В ветхом завете содержится ряд совершенно сказочных сюжетов (в прямом смысле слова «сказка»), например, сказочный сюжет о Самсоне, чья сила содержится в его волосах (почти точное совпадение по сюжету со славянскими сказками о Кащее Бессмертном, чья жизнь (иголка) содержится в яйце, в утке, в зайце, в сундуке, на дубе, на острове в море-океане; правда, в ветхозаветном варианте сказка рассказана от лица самого Кащея – отсюда острое желание реванша в завершающей сцене).  Существует целая школа библеистики, которая пытается дать самым фантастическим чудесам (остановка солнца по молитве Иисуса Навина, воскрешение мертвых в евангелиях и т.д.) вполне правдоподобные объяснения, не противоречащие научному представлению о природе.  Однако, эта метода возлагает на них бремя доказательства реальности также и любых других сказочных сюжетов, в т.ч. самоходной печи и говорящей щуки из сказки о Емеле, и если самоходная печь может быть интерпретирована как преломление в народном сознании образа первых паровозов, говорящая щука требует гораздо более изощренной апологетики.

Это очень показательно, если мы хотим понять процессы формирования новых религий в эллинистическом ареале в последние века до н.э. и первые века н.э.  Синкретизация была нормой.  К примеру, монотеистический иудаизм, появившийся в V веке до н.э., немыслим без влияния зороастризма, зороастризм же эллинистических и последующих времен – от синкретических форм парфянской эпохи до классического варианта сасанидской эпохи испытывал сильное влияние греческой философии, а многие маргинальные его формы несут на себе отпечаток буддийского влияния (манихейство).

Зороастризм по праву следует считать первой пророческой и монотеистической религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Спитамы Заратуштры точно не установлены.  Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э.  Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры и считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. Однако, как мы уже обнаружили на примере других религий, здесь типичное удревнение религиозной традиции, не подкрепленное никакими источниками, и в реальности зороастризм не старше 600 года до н.э.  Другие гипотезы поселяют Заратуштру в современной Средней Азии, где в IX-VII вв. до н.э. существовало довольно обширное государство – Арьйошайана (Арьянам-Вайджо) (История Древнего мира. М.,1989, Кн 1, с 397-400).  На карте 700 года до н.э. темно-красной линией показаны предполагаемые границы Арьйошайаны:

Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
Вы что Николай Вторый?  Если "мы"...
Наберитесь терпения и дочитайте до конца книжки, по мере того, как я буду выкладывать текст.  Там все есть.
Ну, хотя бы намекните, где НАМ  искать цитату, в каком месте книги?
Это чёё же весь текст лопатить? Я же не заставляю Вас читать мои черновики!?
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
" А вот здесь встает проблема монотеизма как такового.  Монотеизм – это система, в которой человек и бог находятся лицом к лицу, и больше ничего нет.  Но разве есть хоть одна религия, где ничего нет, кроме бога и человека?  Такой религии нет. В христианстве, кроме того, что бог троичен (что понятно лишь высокообразованным богословам, да и то не всем, раз принимается как догмат, а не разумно, в то время как в народном понимании наблюдаются три личности – три бога, общающиеся внутри себя не менее сложно, чем греческие боги на Олимпе), присутствуют также ангелы (согласно Иоанну Златоусту (347-407) число ангелов реально не имеет предела, что соперничает с бесконечностью христианского бога (Мифы народов мира. М.,1991. Т 1, с 77)), богоматерь (Владимир Соловьев, опираясь на народную мифологию и труды некоторых отцов церкви, добавил к ней Софию – премудрость божию), сонм святых, бесы и т.д.  И вся эта многоголосая и многоликая картина практически заслоняет от человека экзистенциальное видение единственного божества.  Не только бесы, но и святые – это духи, контролирующие материальные объекты (святые покровители городов, к примеру).  В общем, получается яркая картина, схожая с обычной мифологией. "
Вот это многообразие и есть Бог! Прибавьте сюда еще и ВСЕЛЕННУЮ и получите ТВОРЕНИЕ ...
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Это чёё же весь текст лопатить? Я же не заставляю Вас читать мои черновики!?
Если вам невмоготу, не лопатьте.  Я вас тоже не заставляю искать.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
получите ТВОРЕНИЕ ...[/b]
философия кислых щей...
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
философия кислых щей...
Насколько я понял, я есть единственный Ваш оппонент, Вы не хотите со мною дискутировать...
Гоните свою книгу в пустоту! Никто её кроме меня читать не будет ! Привет!
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
В конце жизни он был убит кочевниками-хионитами (хьяуна), разгромившими Арьйошайану.  Вскоре после гибели Заратуштры часть его учеников переселилась в Мидию и обратила в свою веру одно из мидийских племен – магов.  «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны – самоназвания зороастризма.  Проповедь Заратуштры  носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в единого бога.  Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции.  Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элементов других религий.  Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура-Мазды и злого демона Анхра-Майнью. Ахура-Мазда в Конце Времён победит Анхра-Майнью (и здесь мы уже можем наблюдать т.н. «смысл истории» - т.е. представление о генеральном направлении развития исторических событий (прогрессе), которое библеисты почему-то приписывают исключительно иудаизму и христианству).  Монотеистический характер зороастризма несомненен:
Ты, Мазда, - я это исповедаю -
Есть творец и источник всякого бытия,
Отец праведного духа,
Истинным наитием я познаю тебя,
Творца святого Аши,
Тебя, Синьоры мира и всех дел его.
(Ясна.  31:8)
Кто, как не ты, Ахура,
Удерживает и от падения небесные силы,
Кто хранит воды и растения,
Кто дал ветрами облакам силу и скорость движения,
Кто, как не ты, виновник мысли, разума,
Скрытого во всем этом, во всех явлениях мира.
(Ясна. 43:4)
Скажи мне, кто этот великий художник,
Кто дал нам свети тьму, сони бодрствование,
Дни и ночи? Кто одарил нас, вместе с тем,
И разумом для постижения законов жизни?
Кто вложил в нас любовь и связал людей узами живой привязанности?
Ты – единственный источник всякого блага.
(Ясна. 43:4)
Я изрек то слово
Чрез которое создана Вселенная.
Доныне продолжают уста мои
Произносить это мощное слово.
(Ясна. 28:2)
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Зороастрийцы не считают Анхра-Майнью божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом.  При этом человек, согласно зороастрийским верованиям, изначально свободен – т.е. лично способен выбирать между добром и злом.  Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения.  В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух.  Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым.  По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.  Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил.  Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша).  Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи совести (чиста): 
Выбор невозможен без свободной воли:
Когда твоею властию и в твоей мудрости
Ты одевал душу ее собственным телом,
Тогда ты даровал деяния и закон,
Дабы каждый избирал в полной свободе своей воли.
(Ясна. 31:11)
Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников (в этой борьбе вместе с людьми участвуют ангелы Ахура-Мазды).  На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра — «омерзительных» животных — хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью.  Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли — дужмата, дужухта, дужвартшта).  Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами.  Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений.  К ним запрещено прикасаться и даже не рекомендуется на них смотреть.  Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения.  Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника.  По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту Решения), ведущему на небеса (в «Дом песен»).  У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну.  Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла.  Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад.  Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в «Дом песен».  Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности.  У моста Чинвад души умерших встречают Даэну — свою веру.  Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с моста.  Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад.  Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя).  Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой.  В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт.  В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые – праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии).  Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства.  Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят.   После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Если вернуться к вопросу об историческом мироощущении зороастризма, то оно совершенно явно и имеет законченную форму.  Согласно «Авесте», существуют три эпохи в истории вселенского противоборства добра и зла, изначальных сил творения (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью): золотой век, царство первочеловека и культурного героя Йимы сменяется эпохой ожесточённой борьбы между духами добра и зла и их приверженцами на земле; эта борьба закончится мировой катастрофой; перед концом света наступит чудовищная зима, вырвется из пут дракон Ажи-Дахаки, мир погибнет в огне, но затем возродится в изначальном состоянии (эсхатологические представления в ранней «Авесте» близки другим индоевропейским традициям, особенно германо-скандинавской).  По истории вселенной, разработан¬ной жрецами эпохи Сасанидов в поздней «Авесте» и в «Бундахишне», первые три тысячелетия мир пребывал в идеальном духовном состоянии: царство света и Ахура-Мазда на небесах были отделены от царства тьмы и Ангро-Майнью) в преисподней; они сосуществовали, не сталкиваясь друг с другом.   Тогда же Ахура-Мазда создал семерых небожителей Амеша Спента (Спента Манью, Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Армайти, Арметат и Аурвайт – которые являются старшими ангелами зороастризма, а также персонализацией определенных принципов – соответственно Святой Дух (творческая ипостась Ахура-Мазды), Благая Мысль, Истина, Царство Божие, Благочестие, Бессмертие и Здравие (Мифы народов мира. М.,1991, Т 1, с 67); помимо этого старшего разряда ангелов существуют также низшие ангелы – язаты, некогда бывшие богами иранского пантеона до зороастризма:  Митра, Веретрагна, Ардвисура Анахита, Мах и другие).  Ангро-Майнью, обнаружив царство света, возненавидел его и захотел уничтожить, но всеведущий  Ахура-Мазда священным словом привёл в оцепенение духа зла.  В начале второго трёхтысячелетнего цикла Ахура-Мазда создал духовную сущность (фраваши) Заратуштры, поместив её в ствол древа жизни хаомы, и сотворил весь материальный мир, разместившийся между царствами света и тьмы, в т.ч. первобыка и первочеловека, которым в поздней традиции оказывается уже не Иима, а Гайомарт.  На земле утвердился золотой век.  В третьем трёхтысячелетнем периоде Ангро-Майнью и сотворённые им дэвы начали борьбу против Ахура-Мазды и царства света; он убил первобыка и Гайомарта, но из их семени произошли животные и первая человеческая пара (Мартйа и Мартйанаг).  В последнем, четвёртом цикле Заратуштра получает телесное воплощение и периодически возрождается на земле в облике саошйантов — «спасителей мира».  Последний цикл завершается победой добра над злом, воскресением из мёртвых и страшным судом, вершимым Ахура-Маздой: праведники обретут вечное блаженство на земле, грешники — вечные муки в преисподней: 
Он разума глазами
Окинет все творенья
Без безобразной Лжи,
Весь мир увидит плотский
Глазами благодати,
И сделает бессмертным
Взгляд этот плотский мир.
(Яшт 19:93).
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
В зороастризме очевидна тенденция к историзации мифологического прошлого, наделению хронологических эр особы¬ми значениями этического порядка.  В поздней «Авесте» многообразные взаимоисключающие схемы священной истории сведены в канон — от первочеловека (Гайомарта) до саошйанта (эсхатологического спасителя).  Первочеловек в начале необратимого исторического цикла предвосхищал, а саошйант в конце его повторял образ и функции Заратуштры, занимавшего место в центре мирового времени и мирового пространства.  Судя по сообщениям ранних греческих авторов (Ксанфа Лидийского, Феопомпа, Евдокса и др.) о том, что Зороастр жил за 6000 лет до Платона или за 5000 лет до Троянской войны, а также о двух Зороастрах, канон «от Гайомарта до саошйанта» стал известен грекам не позже V века до н. э.  Однако этот канон не вытеснил других исторических мифов: в «Яште» (XIII) Заратуштра помещён не в середине мирового цикла, а в его начале; по «Хом-яшту», вселенская история, напротив, завершалась появлением Заратуштры. Детально разработанная историософия была сразу и источником, и конечным продуктом вторичного мифотворчества на заключительных этапах развития зороастризма.  Наряду со священной историей вселенской борьбы добра и зла зороастризм со¬держит легендарную историю, повествующую о смене поколений земных властителей.  Владыку золотого века Ииму (Джамшида) одолевает трёхглавый дракон Ажи-Дахака (Зах-хак), побеждённого распиливают пополам.  Герой третьего поколения Траэтаона (Феридун) побеждает дракона.  Подобные мифологические циклы известны в хеттской, вавилонской, греческой и других мифологиях. В ведийской мифологии трёхглавого монстра также убивает «третий» герой Трата: третий (по счёту) побеждает тройственного (по природе).  Став владыкой мира, Траэтаона делит землю между тремя своими сыновьями: согласно поздним источникам и «Шахнаме», Сельм получает западные страны (Рум), Тур, родоначальник туранцев — Восток, Иредж, младший и наиболее достойный сын — Иран.  Завистливые старшие братья идут войной на младшего и убивают его.  Дальнейшая легендарная история — история борьбы иранцев во главе с праведными царями — Кейянидами, богатырями Рустамом, Исфандияром и другими и их врагов — туранцев во главе с Афрасиабом, хионитов во главе с Арджаспом и т.д.  При этом в одной только «Авесте» изложено не менее четырёх различных вариантов легендарной истории и трёх систем хронологии; один и тот же «Яшт» (XIX) описывает и тщетные попытки Афрасиаба-Франграсйана завладеть фарном (нимбом — символом царской власти), и представляет его обладателем фарна.  Таким образом, когда христианские и иудейские богословы заявляют о том, что историческое сознание – исключительная прерогатива библейской традиции, будем думать, что это лишь по незнанию и отсутствию элементарного любопытства.

В трактате «Бундахишн» («Сотворение основы»), окончательно оформленном между IX и XVI веками н.э. (последнюю версию оформил «в день Фравардин месяца Амордад года 936 Йездигерда, царя царей из рода Ахура-Мазды, (этот список) написал я, слуга веры, сын хербеда, Асдин Кака Дханпал Лахмидар Бахрам Лахмидар мобед Камдин Зардушт мобед Хормаздйар хербед Рамйяр, с рукописи учителя Пешотан Рам Камдин Шахрияра» (Бундахишн. XXXIV)), содержится наиболее полная хронология всемирной истории в интерпретации зороастризма:
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
1 год сотворение мира.  Рождение Ахура-Мазды и Ангро-Майнью.
Период духовного состояния, когда творения были немысляшие, неподвижные и неосязаемые.
3000 царствование Рака.
4000 царствование Льва.
5000 царствование Девы.
6000 царствование Весов.  Ангро-Майнью вторгся в мир.
6030 Ангро-Майнью убил Гайомарта.
6070 из семени Гайомарта выросло растение ревень.
6085 растение ревень превратилось в Машйа и Машйане – брата и сестру потомков Гайомарта.  Из-за того, что они явились в мир сросшимися, нельзя было судить о том, сколько у них душ – одна или две.
6235 Машйа и Машйане стали мужем и женой.  Сначала они признавали главенство Ахура-Мазды в мире и назывались «лучшими из рождений Спандармат», т.е. выступали лучшими порождениями благочестия.  Затем в них вошел дух противоречия, и они объявили Ангро-Майнью творцом миропорядка, за что и поныне пребывают в аду, откуда выйдут только после страшного суда.  Сначала Машйа и Машйане питались одной водой, но затем, развращаемые злым духом, перешли на козье молоко, потом убили овна, развели огонь трением двух пород дерева и изжарили мясо.  Из шкуры овна они сделали одежду.  Машйа в знак поклонения демонам вылил молоко на север, запретную сторону света ортодоксального зороастризма (в этом жесте, видимо, отразились древнейшие «языческие» ритуалы: древние иранские племена почитали север).  Падение Машйа и Машйане завершилось познанием таинств супружества.  Своих первенцев Машйа и Машйане съели.  Остальных детей спасло вмешательство Ахура-Мазды.  От потомков Машйа и Машйане населился весь обитаемый мир, причем помимо обычных людей Машйа и Машйане создали и монстров с ушами или глазами на груди, хвостатых, волосатых и т. д.
6328 начало царствования Хошанга.
6368 начало царствования Тахмурупа.
6398 начало царствования Йимы.
7000 царствование Скорпиона.  Правление Адждахака.
8000 царствование Стрельца.  Правление Феридуна.
8500 начало правления Манушчихра.
8620 начало правления Узава, сына Тахмаспа.
8625 начало правления Кай Кавада
8640 начало правления Кай Кавуса
8515 Кай Кавус отправился на небо и вернулся назад.
8590 начало правления Кай Хосрова.
8650 начало правления Кай Лохраспа.
8770 начало правления Кай Виштаспа.
8800 принятие Кай Виштаспом зороастризма.
8890 начало правления Вахмана, сына Спендада.
9002 начало правления Хумай, дочери Вахмана.
9032 начало правления Дарая, сына Чихразад, дочери Вахмана.
9044 начало правления Дарая, сына Дарая.
9058 начало правления Искандера Румийского.
9072 смерть Искандера Румийского.
Аршакиды правили 284 года, Сасаниды – 460 лет.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Подобно ветхозаветной хронологии, более древняя часть зороастрийской хронологии тонет в мифологических образах, а более близкая к нам имеет ряд очевидных анахронизмов.  Царствования Рака, Льва, Девы и т.д. – естественно астрологические символы эпох, и приход в мир, созданный Ахура-Маздой, его злого брата-близнеца Ангро-Майнью вполне естественно происходит в период Весов, символизирующих равновесие между началами.  «Грехопадение» Машйа и Машйаны схоже с историей Адама и Евы (что вполне естественно, учитывая влияние зороастризма на составителей ветхого завета) в истории о сакральном непослушании и в том, что грехопадение сопровождается соитием между ними (впрочем, миф о сакральной паре перволюдей имеет широкое распространение, и не ограничивается лишь зороастризмом и иудаизмом, но дело здесь в схожей интерпретации данного сюжета).  Принятие зороастризма датируется тремя поколениями до царствования Дарая, под которым подразумевается, несомненно, Дарий I (522-486 годы до н.э.), что вполне совпадает с датировкой появления зороастризма около 600 года до н.э.  Кай Кавад, Кай Кавус, Кай Хосров и Кай Виштаспа, вероятнее всего, правили в арийских царствах Средней Азии (их образы дошли в фольклорной и исторической традиции до Фирдоуси – автора Шахнаме).  Дарай I правит всего 12 лет вместо 36 в реальной истории.  Образ его сына, согласно Бундахишну, Дарая, сына Дарая может быть связан с историческим Дарием III Кодоманом, поскольку сразу же за ним следует правление Искандера Румийского (Александра Македонского).  Из хронологии выпадает период 486-336 – т.е. 150 лет. Дарий III Кодоман правил не 14, а всего 6 лет, а если к дате смерти Александра Македонского (323 год до н.э.) прибавить 14 лет, получаем 337 год – дату, почти совпадающую с датой смерти (336 год до н.э.) Филиппа II – его отца.  Таким образом, если 9072 год зороастрийской хронологии соответствует 323 году до н.э., сотворение мира и рождение близнецов Ахура-Мазды и Ангро-Майнью приходится на 9395 год до н.э. (ранний мезолит), однако, реальная материальная жизнь началась на 3000 лет позже – в 6395 году до н.э. (на заре неолита), а сакральная пара Машйа и Машйана родились из ревеня в 3325 году до н.э. (период энеолита) и совершили грехопадение, заодно породив последующих людей, в 3160 году до н.э.  Датировки правления парфянских Аршакидов столь же приблизительны.  Эта династия правила Ираном с 248 года до н.э. по 227 год н.э. – т.е. 474 года, а не 284.  Датировка династии Сасанидов почти совпадает с реальностью – 460 (в реальности 424 года).  Естественно, как и в случае ветхозаветной хронологии, настроенный фундаменталистически историк-зороастриец рискует создать на базе «абсолютно достоверной» хронологии Бундахишна хронологию всемирной истории, совершенно не вяжущуюся с реальностью.  Не стоит также забывать, что автора Бундахишна отделяло от эпохи Искандара Румийского более 1000 лет, а автора Пятикнижия от описываемых событий – 900 лет.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Loading...