Они ересь, если говорятся в открытую, но ведь они редко так говорятся. Сейчас вот кисти святых, да пенисы возят по РФ работники РПЦ что есть явное язычество. Но возят, и патриарха за это не разрывают лошадями на площади, и Синод на костёр не возводят.
– Вы, Бергсон, не на то обращаете внимание. Среди т.н. «христиан» действительно есть еретики – это, прежде всего, те, кто признают легитимной ересь иудаизма, а евреев – «богоизбранным народом», есть даже такие, что поощряют евреев к восстановлению «третьего храма» на Храмовой горе – это откровенная измена своей вере. А поклонение мощам, хоть Новым Заветом и не предписывается, но и прямо не запрещается. Евреи также поклоняются могилам своих цадиков. А кто устроил мавзолей на Красной площади, может, тоже РПЦ? Потом, язычество, между прочим, тоже религия. Суть ее в поклонении силам природы, может быть, и тайным, фантастическим, несуществующим силам, что можно назвать суеверием, магией, но все же не идолопоклонством, ибо, по вере язычника, в этих силах проявляется Божество. Идолопоклонник же всегда поклоняется Злу, и не суть важно, прямо или через какие-то символы, внешнему Злу (сатане) или внутреннему (самому себе).
Дело в том что «вера» если её разобрать, сама по себе ничто иное, как детская тяга к сказкам. Один верит в «бога», другой в Гарри Потера, третий в «народ», но всё это вещи одного порядка.
– Но ведь правильно же рассуждаете: у детской тяги к сказкам и у стремления верующего к Богу одна природа – вера в Добро, развивайте свою мысль дальше: что побуждает и детей, и взрослых верить в Дробро? Теперь, веру в Добро, хоть через сказку, хоть через религию, и веру в самого себя, в свою исключительность, избранность также можно назвать «вещами одного порядка», но общее у них только одно: они не совпадают с мировоззрением Бергсона, но согласитесь, не все, что не совпадают с мировоззрением Бергсона, можно назвать «религией».
Что такое вера христиан? Повторение сказанного кем-то без проверки.
– Где Вы прочитали такую чушь, да еще повторяете ее без проверки? Ссылочку на Писание, плиз. Вот определение ап. Павла: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). – где здесь «Повторение сказанного кем-то без проверки»?
Так повторять можно что угодно и без всякого подтверждения.
– Да? Ну тогда подтвердите Вами сказанное: найдите хотя бы одного христианина, который бы определял свою веру подобным образом.
Это иррациональное, недоказуемое
– Это верно. «Credo quia absurdum est» (Верую, ибо абсурдно), – учил Тертуллиан. Иными словами, если бы вера была доказуемой, она не была бы верой. Нет науки, которая Вам докажет, что Добро должно победить Зло – в это можно только верить. Богу – Богово, кесарю – кесарево, а науке – науково. Вы упрекаете христианскую веру за то, что она не наука, но вера себя «наукой» и не называет, вот если бы называла, как, например, рав Лайтман «наукой» называет Каббалу или взять утверждения реббе Менахема Шнеерсона о «рациональности» иудаизма, вот тогда можно было бы возражать, что рациональности в их доктринах маловато.
причем не потому что невозможно доказать, а не нужно «верящему», опасно.
– Опять Ваше утверждение требует подтверждения: где и кем сказано, что доказывать не нужно и опасно?
Он всячески восстаёт от мысли взглянуть на вопрос трезво.
– Вот и взгляните трезво: зачем Вы живете на свете?