Очень он любил Толстого! В 1923 году Крупская разослала в учебные заведения письма с запретом на публикации и занятий по произведениям Льва Толстого, Артура Шопенгауэра, Джона Рускина, Фридриха Ницше, Имануила Канта. Ну хоть не сжигали прилюдно и то хорошо. А ведь как похоже на национал-социалистов!
Грубое передергивание и подтасовка фактов.
Во-первых, речь шла о Ленине, а не о Крупской. Или вы не знаете, что Ленин и Крупская это два разных человека?
Во-вторых, и это самое главное, там речь не шла о романах Толстого, которые никто не запрещал, они продолжали свободно издаваться и изучаться. Запрещались религиозно-этические работы Л. Толстого ("В чем моя вера?", "Царство Божие внутри вас" и т.п.). Вы хотя бы обратили внимание в каком ряду имен был упомянут Толстой: Шопенгауэр, Ницше, Кант... Явно не романисты.
Судя по всему, ваше высказывание восходит к циркулирующей по интернету цитате из письма Максима Горького Владиславу Ходасевичу (8 ноября 1923 года):
Из новостей, ошеломляющих разум, могу сообщить, что… в России Надеждою Крупской и каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл. Соловьёв, Тэн, Рёскин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, Ясинский (!) и ещё многие подобные еретики. И сказано: «Отдел религии должен содержать только антирелигиозные книги». Всё сие — отнюдь не анекдот, а напечатано в книге, именуемой «Указатель об изъятии антихудожественной и контрреволюционной литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя»…
Но большинство возмущенных цитирующих, как-то не обращают внимание, что речь идет об
отделе религии, а не о художественной литературе.
Разумеется, запрет на издание и изучение философских работ, в том числе и религиозных, - это перегиб, перестраховка, детская болезнь молодого большевистского государства (а не лично Крупской), но это другой разговор, к отношению Ленина к Толстому отношения не имеющий...
Связан этот запрет с политической обстановкой в стране, только что вышедшей из гражданской войны и еще не окрепшей. Именно на это указывает Ленин
Свобода печати в РСФСР, окружённой врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и её вернейших слуг — меньшевиков и эсеров. Это факт неопровержимый. Буржуазия (во всём мире) ещё сильнее нас и во много раз. Дать ей ещё такое оружие, как свобода политической организации (свободу печати, ибо печать есть центр и основа политической организации), значит облегчать дело врагу, помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем.
Так, что дело не в любви...