http://forumka.az/lofiversion/index.php?t11150.htmlВ «Истории Албании» говорится, что албаны – христиане каждое действие кавказских тюрков толковали как дьявольские происки (в этом плане особо изощрялись армяне, переведшие этот труд на древнеармянский Грабар) и преследовали цель во чтобы то ни стало навязать близким соседям - гуннам свою религию. Ибо жители Кавказа и близлежащих территорий – саки, гунны, Огузы, кыпчаки, албаны - хотя и придерживались различной религиозной веры, по своим обычаям, восходящим к одному корню, они были тесно связаны друг с другом. Например, гунны имели с албанами родственные связи, восходящие до уровня семейных отношений, ни с какой из сторон не вызывающих протеста. На протяжении более тысячи лет эти вопросы находились в центре внимания Запада и Востока и, хотя М.Каланкатукский подходил к проблеме с противоположных позицией, он задался целью подробно рассказать в своей «Истории» о поверьях кавказских тюрков. Неслучайно, сначала античные мыслители - Геродот, Страбон, позднее этнографы Э.Тайлор, Дж.Фрэзер испытывали интерес к обычаям древних тюрков, от первоначальных, примитивных религиозных систем которых стартовало культурное развитие человечества и отдельные моменты которых упоминались в качестве образцов, освещающих пути к цивилизации. Если последовательно рассмотреть культы, ритуалы и взгляды гуннов, описанные в «Истории Албании», то можно увидеть, что каждый из них оставил глубокие следы в письменной литературе и фольклоре современных азербайджанцев.
Во-первых, Кавказские гунны приносили боготворимому Танры – хану в жертву лошадей. По мнению христиан – албанов, «он был мощный и уродливый (наверное, речь идет об идоле Танры хана, вытесанном из дерева или камня), фарсы называли его Аспандиат. З.Бунядов, соглашаясь с комментариями этого слова в греческих и армянских источниках, отмечает: «Согласно труду Н.Адонс Маркварты «Армения» (стр. 447), где сказано «По некоторым свидетельствам, в Иране конные войска находились в руках рода Спандиата. В иранских преданиях сын Вистаспа Спандиат прославился своими победами над многими народами» . Несмотря на внешнее созвучие между именем Бога Аспандиата и родом Спандиата, нетрудно заметить глубокую пропасть между их функциями. Отталкиваясь от Страбона, сам академик подтверждает, что Аспандиат гуннов – бог Солнца. Спандиат же, о котором упоминал Н.Адонс, это название рода, обладавшего конными войсками. В первом случае лошади приносились в жертву, во втором предназначались для сражений.
Во-вторых, Кавказские гунны во время траурных обрядов били над умершим в барабан, играли на зурне (дудка с пищалью), рассекали ножом и кинжалом щеки и ноги до крови. Об этом ритуале, носящем название «обагрять глаза кровью», обширно писал Дж.Фрэзер, поражаясь готовности переносить боль других людей как свою. Траурные обычаи кавказских гуннов не ограничивались кровопусканием, демонстрировались сцены храбрости, проявленные в своё время усопшим; проводились различные состязания боевого характера, отличившиеся получали в награду оружие умершего. Очень часто обнаженные догола мужчины близ кладбища сражались один на один, или группа с группой, состязались в единоборстве, в беге и скачках. Правда, христиане, стремясь очернить в глазах окружающих интересные сцены, на каждом шагу употребляли выражения «уродливые и омерзительные сцены», характеризовали гуннов как людей «не имеющих здравых мыслей», «впадающих в грех, прелюбодействующих». Вместе с тем они подчёркивали их родство со славным правителем Джаванширом, описывали гнев гуннов по случаю насильственной смерти Джаваншира и их жажду мщения. Да и о каком прелюбодеянии могла идти речь в момент, когда мужчины состязались в честь умершего, а женщины плакали и наносили себе удары, истязали тело. Ясно, что эти сцены не имели ничего общего с «распущенностью нравов», и, тем более, «уродливыми» и «омерзительными». Осуждение траурных обрядов гуннов христианами еще раз подтверждает то обстоятельство, что книга М.Каланкатукского была переведена на Грабар с предвзятой целью, превратившись в бесконечное искажение и оскорбление: «Кто – то плакал, словно выл, кто – то бесился, подобно дьяволу. Они шутили, танцевали и, занимаясь уродливыми делами, впадали в омерзительный грех», так как были лишены света Всевышнего» .Таким образом, «грехом» гуннов, по мнению представителей единобожьей религии, было то, что они не принадлежали к григорианской вере.