(продолжение предыдущего сообщения)
Суть дела в рассматриваемом случае именно в том, что, во-первых, частная собственность есть общественное отношение, а посему она может быть сопоставлена, прежде всего, с производственными отношениями, и только уже как то, что имеет своим содержанием экономические отношения, может быть соотнесено также и с производительными силами общества. А, во-вторых, и прежде всего именно в этом главное – в этом состоит суть дела – тот «способ производства», о котором говорит здесь Маркс как о таком «способе производства», который покоится на частной собственности на средства производства, ибо последняя есть основа этого «способа производства»; так вот этот «способ производства» отнюдь и совсем не есть тот «способ производства материальной жизни общества», который суть одна из прогрессивных эпох экономической общественной формации. Напротив, этот «способ производства», о котором в рассматриваемом случае, пишет Маркс, – это способ мелкого производства свободных мелких производителей, который покоится на их частной собственности на применяемые ими средства производства, есть явление того же порядка, что и способ хозяйствования рабовладельцев, покоящийся на частной собственности рабовладельца на средства производства, включая рабов, и способ хозяйствования феодалов, покоящийся на частной собственности на землю каждого из феодалов, и способ мануфактурного производства капиталистов, и способ промышленного производства капиталистов, также покоящийся на частной собственности каждого из капиталистов на определенные средства производства.
Иными словами говоря, это мелкое производство, рассматриваемое с точки зрения его способа – как «способ производства», есть не что иное, кроме как некий уклад хозяйства, который существует в исторических рамках самых различных обществ, в каждом из которых имеется та или иная общественная форма производства, характеризующаяся господством в ней того или иного способа производства материальной жизни общества. То есть соответствующее общественное производство и покоящееся на нем общество по достигнутому уровню общественного развития относится к той или иной прогрессивной эпохе экономической общественной формации: азиатскому, рабовладельческому, феодальному или капиталистическому способу производства. Маркс прямо и именно на это указывает в рассматриваемом фрагменте: «этот способ производства [мелкое производство на основе частной собственности непосредственного производителя на средства своего производства] встречается и при рабовладельческом, и при крепостном строе, и при других формах личной зависимости». Так понимаемое «производство» или «отрасли производства», рассматриваемые под углом зрения организации труда и методов его применения, есть также и то или иное конкретное производство, а именно мелкое крестьянское хозяйство, мелкая ремесленная мастерская, мастерская средневекового мастера, собственное хозяйство феодала (поместье с господской землей и т.п.), капиталистическое предприятие, включая фермерское хозяйство.
По видимости как однопорядковые с указанным понятием «способ производства», то есть наряду с ним, в отличие от него и в дополнение к нему, в период до «Экономических рукописей 1857—1858 годов» в работах Маркса, прежде всего в «Манифесте коммунистической партии», «Нищете философии» и других, употребляются также выражения «способ обмена» и «способ присвоения», «производственные отношения и отношения собственности (присвоения)», «производственные отношения и право собственности».
Кстати сказать, выражения «способ производства», «способ обмена», «способ присвоения» или, иначе, «способ производства и обмена и способ присвоения», равно как и выражение «средства производства и средства обмена», употреблялись в качестве однопорядковых, не сводимых одно к другому, но взаимно дополняющих одно другое и только в совокупности представляющих целое, употреблялись Энгельсом до конца своих дней именно как то, что есть конечный результат исследований Маркса и в точности выражает его учение в этой его окончательной части.
(продолжение в следующем сообщении)