Глава 1: Прошлое и настоящее
Если вы в танке (т. е. как минимум полгода не следите за ИИ), кратко опишу текущую обстановку: на рынке сейчас множество ИИ (генеративных моделей), которые уже могут генерировать тексты, графики и диаграммы, аудио, фото, а теперь уже и видео. Помимо этого, они могут принимать, анализировать и обрабатывать файлы с разными форматами, например:
Также сейчас последняя версия самой популярной модели – GPT-4o — может анализировать окружающую обстановку и общаться реалистичным человеческим голосом. Рекомендую посмотреть презентацию, равнодушным точно не оставит (Если not good с английским, можно посмотреть русскоязычные переводы).
Окей, чтобы собрать наибольшую информацию о нашем друге (или враге), начнем с истоков, но не с доисторической эпохи появления первых нейросеток в середине 20-го века, это нас не сильно интересует. Самый громкий прорыв в этой сфере произвела OpenAI, компания, которая создавалась как «non‑profit» производитель AI c открытым исходным кодом, главным инвестором которого был сам Илон Маск. Теперь эта компания уже closed‑source и «for‑profit», под контролем Microsoft, которая сейчас имеет на нее наибольшее влияние. То есть сейчас OpenAI — полная противоположность её ранней версии — из небольшого стартапа, развивающего ИИ для «помощи всем людям», в самую прибыльную дочку майков — богатейшей корпорации на момент написания статьи.
Хотя бездумно винить OpenAI «в продажности» не стоит. После того как корпоративные гиганты почувствовали перспективы развития ИИ, они сразу ринулись создавать свои аналоги, еще до момента всеобщей популярности ChatGPT. И представь, что бы ты предпринял на месте CEO такой компании в этом случае: говорил про необходимость открытого ИИ, смотрел, как корпорации вливают огромные суммы для создания своих AI продуктов и выпускают их раньше тебя, видел бы, как инвесторы теряют свой интерес к твоей компании из‑за низких доходов и уходят к конкурентам, либо взял бы инициативу в свои руки, пока конкуренты тебя еще не догнали? Это капитализм, друг мой, и никто не будет слушать про то, как «ИИ должен работать на благо всех людей», только если это всё не будет приносить деньги, и как можно больше. Не сделав такой шаг, еще неизвестно, каких результатов по итогу достигли бы OpenAI (скорее всего, гиганты бы просто обогнали их). По итогу мая 24 года OpenAI оценивается больше $80 млрд.
Просто для образца, результаты тестов последних LLM моделей. 100% равны решению всех поставленных комплексных задач (которые далеко не все люди способны решить без ошибок).
Итак, сейчас гиганты уже на рынке (Google Gemini, Bing Copilot, Anthropic's Claude, Llama, Jasper и т. д. и т.п), но на вершине хайпа сейчас все еще ChatGPT. И теперь уже никто из них не думает о «безопасном развитии ИИ». Это гонка, это война. Война между корпорациями, большими и маленькими. AI растет экспоненциально. С каждым годом (нет, с месяцем) деньги и человеческий труд в этой сфере растут быстрее, чем раньше. Теперь вероятность достаточного финансирования стартапа определяется процентом произношения слов AI, ИИ, нейросети и т. п. в обещаниях перед инвесторами. Причина ясна — уже сейчас AI в бизнесе позволяет автоматизировать процессы (на примере рутинных и административных задач), работы с большими данными, анализами и прогнозами. Позволяет также улучшать клиентский опыт посредством рекомендаций, оптимизации маркетинга и др. Возможности безграничны уже сейчас. Вопрос только за внедрением, а оно идет полным ходом.