Ширина 100%

1

ЛунопедияЛунный блеф NASAА. Дальский: Американцев не стояло на ЛунеБыли ли американцы на Луне?“...и время собирать камни” (Ек. 3, 3, 5) часть 1“...и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5) часть 2“...и время собирать камни” (Ек. 3, 3, 5) часть 3Как программа Аполлон сделала из цветной Луны черно-белуюА.И. Попов: Роль руководства СССР в лунной афёре NASAА.И. Попов: Ракета летит на Луну?А.И. Попов: Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?Проданный Космос: кому мешал Юрий Гагарин

Бокланопостит

 

Бергсон

Сегодня в 12:16:57
Повреждение стартового комплекса на Байконуре остановило запуски на МКС".  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

Бергсон

Сегодня в 12:13:48
Целью ночной атаки ВСУ была Саратовская область с ее НПЗ и военным аэродромом. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.
 

Бергсон

06 Декабрь 2025, 17:37:26
После атак БПЛА в Темрюке второй день тушат пожар в порту, а в Рязани поражен НПЗ.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

Бергсон

06 Декабрь 2025, 12:09:37
Основной ночной удар ВСУ пришелся на Рязань: возможно применение дрона "Лютый".  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

Бергсон

06 Декабрь 2025, 12:08:52
Пострадавший танкер из теневого флота России терпит бедствие у берегов Болгарии. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.
 

privet

06 Декабрь 2025, 08:09:16
.......

Жид Брехсон= шиз.
 

Бергсон

05 Декабрь 2025, 17:20:42
Вот так выглядит сознание антикоммуниста privetа, поедаемого червями своей психопатологии.  ./.
 

privet

05 Декабрь 2025, 14:00:12
.......

Жид Брехсон - доказывает "изобилие" СССРа - кадрами МСФИЛЬМА :)
 

Бергсон

05 Декабрь 2025, 12:07:42
В результате ночной атаки ВСУ горит порт в Темрюке, закрывались десять аэропортов.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

Бергсон

05 Декабрь 2025, 12:07:05
Украинский беспилотник атаковал Грозный-Сити в центре города.  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

privet

04 Декабрь 2025, 07:55:44
......Жид Брехсон - вступил в ЕС.
 

Бергсон

03 Декабрь 2025, 09:59:43
Евросоюз полностью откажется от импорта российского газа в 2027 году. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану.../.
 

Бергсон

02 Декабрь 2025, 14:01:46
Ночью беспилотники долетели до Чечни, были закрыты аэропорты юга России.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!

Mby

01 Декабрь 2025, 19:34:34
ЕБЛОВУ б врезать
по ЕБЛУ...
со всей любовью
братской..
видали гниду
мы в гробу...
блядь,  с этой
рожей,   гадской...

Mby

01 Декабрь 2025, 19:33:18
"привет" -  мудак
сказал Еблов!!
да так категорично..
ну да, ЕБЛОВУ
блядь, видней...
а  нам всем
символично...
 

Бергсон

01 Декабрь 2025, 11:12:00
ВСУ атаковали в Ленинградской области Киришский район, откуда производится запуск дронов.  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

privet

30 Ноябрь 2025, 15:48:24
.......
Больной жид Брехсон-требует убивать русских.
 

Бергсон

30 Ноябрь 2025, 13:28:20
В ростовском Гуково БПЛА повредили котельную, в Славянске-на-Кубани — трубопровод НПЗ. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.
 

Бергсон

30 Ноябрь 2025, 13:25:43
Атака морских дронов полностью остановила отгрузку нефти через терминал в Новороссийске.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!
 

Бергсон

29 Ноябрь 2025, 11:00:39
Два танкера из антироссийского санкционного списка горят в Черном море.  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

Бергсон

29 Ноябрь 2025, 10:59:43
В особой экономической зоне "Алабуга", где делают дроны, произошёл крупный пожар. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану... ./.
 

Бергсон

29 Ноябрь 2025, 10:59:02
Из-за ударов ВСУ в Таганроге эвакуировано общежитие, под Краснодаром — сотрудники НПЗ.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

privet

29 Ноябрь 2025, 07:13:07
......Ура -МВФ! Ура Брехсону жиду! :)
 

Бергсон

28 Ноябрь 2025, 08:36:55
Международный валютный фонд принял решение о расширенном финансировании Украины.  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

Бергсон

27 Ноябрь 2025, 11:49:17
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) сжалась до пяти стран. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану... ./.   
 

privet

27 Ноябрь 2025, 01:34:48
.......
Больной жид Брехсон - за атаки на РФ.
 

Бергсон

26 Ноябрь 2025, 10:38:06
Столицу Чувашии ночью атаковали неучтенные дроны: есть пострадавшие, была эвакуация.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

Бергсон

25 Ноябрь 2025, 09:49:36
ПВО РФ обнаружило 249 БПЛА: есть погибшие, повреждения домов и попадание в авиазавод.  KvHAW Путин опять всех переиграл ./..
 

Бергсон

25 Ноябрь 2025, 08:46:27
Белгородская область вернулась в число самых атакуемых Украиной регионов. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

Бергсон

25 Ноябрь 2025, 08:46:01
Россия ночью продолжала удары по энергетике и жилым домам в Украине.  Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

Бергсон

24 Ноябрь 2025, 11:00:01
При ночной атаке Россия убила четырех харьковчан, в Тернополе число погибших выросло .  KvHAW Путин опять всех переиграл ./.
 

Бергсон

24 Ноябрь 2025, 09:06:47
Белгородская область вернулась в число самых атакуемых Украиной регионов. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

Бергсон

23 Ноябрь 2025, 14:37:33
В Подмосковье на Шатурской ГРЭС начался пожар после атаки БПЛА.  Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

Бергсон

22 Ноябрь 2025, 16:21:09
Три тысячи курян остались без света: регион отсутствует в отчете Минобороны.  KvHAW Путин опять всех переиграл./.
 

Бергсон

22 Ноябрь 2025, 16:16:40
Якутия приостановила выплаты участникам "СВО": деньги закончились. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

Бергсон

22 Ноябрь 2025, 16:16:05
Турция ответно не пустила в порт Стамбула круизный лайнер из Сочи.  Это все строго по хитрому плану гениального руководителя! ./.
 

Бергсон

21 Ноябрь 2025, 08:52:30
На Урале горел состав с газоконденсатом: встали поезда, повреждена контактная сеть.  KvHAW Путин опять всех переиграл.  ./.
 

Бергсон

21 Ноябрь 2025, 07:47:07
Нефтегазовые регионы перестали быть донорами казны РФ: их бюджет стал дефицитным.  KvHAW Путин опять всех переиграл.  ./.
 

Бергсон

20 Ноябрь 2025, 10:01:15
Ночная атака БПЛА вновь была сосредоточена на Воронежской и Рязанской областях. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану.../.   
 

Бергсон

19 Ноябрь 2025, 13:47:42
Целью ночной атаки ВСУ были Рязанский и Ильский НПЗ.  KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!  ./.
 

Бергсон

18 Ноябрь 2025, 09:41:37
В Сибири под Омском взорвался газопровод.  KvHAW Путин опять всех переиграл./.
 

Бергсон

18 Ноябрь 2025, 07:22:42
В приграничных районах Белгородской области закрывают все социальные учреждения . KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

Бергсон

17 Ноябрь 2025, 11:00:54
Внутренний долг РФ превысил 28 трлн рублей: он растет вместе с дефицитом бюджета. Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!  ./.
 

Бергсон

17 Ноябрь 2025, 09:51:13
За вечер и ночь на 17 ноября над регионами РФ обнаружили 67 беспилотников.  KvHAW Путин опять всех переиграл.  ./.
 

Бергсон

16 Ноябрь 2025, 10:53:31
Ночная атака ВСУ была направлена на НПЗ в Самарской и Волгоградской областях. . KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

privet

16 Ноябрь 2025, 08:41:02
.....Жид Брехсон -за бомбежки РФ.
 

Бергсон

15 Ноябрь 2025, 16:51:07
Sukhoi Superjet 100 экстренно сел в Хабаровске из-за оторванной обшивки. И пусть весь мир завидует нашей передовой технике!  ./.
 

Бергсон

15 Ноябрь 2025, 16:49:59
Германия выделяет €150 млн на закупку американского оружия для Украины.  KvHAW Путин опять всех переиграл./.
 

Бергсон

14 Ноябрь 2025, 11:30:24
Истребитель Су-30 потерпел крушение рядом с аэропортом "Петрозаводск": экипаж погиб.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!    . ./.
 

Бергсон

14 Ноябрь 2025, 09:54:08
Силы ПВО обнаружили 216 БПЛА: есть значимые последствия в Саратове и Новороссийске. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

Бергсон

13 Ноябрь 2025, 09:51:01
Главы МИД стран G7 заявили о необходимости давления на страны, помогающие РФ.  KvHAW Путин опять всех переиграл.  ./.
 

Бергсон

13 Ноябрь 2025, 09:50:26
Российские силы ПВО обнаружили ночью 130 украинских беспилотников.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!    .
 

Бергсон

12 Ноябрь 2025, 12:50:18
«Ужасная вонь от тел оккупантов». РФ засылает в Покровск группы смертников, штурмует в лоб и с флангов. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.   
 

Бергсон

12 Ноябрь 2025, 11:05:45
Дания выделила Украине новый пакет помощи на $217 млн, в том числе на вооружение.  KvHAW Путин опять всех переиграл./.
 

Бергсон

12 Ноябрь 2025, 10:18:35
Ночью украинские дроны летели в том числе на Москву и на военный аэродром в Буденновске.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!    .
 

Бергсон

11 Ноябрь 2025, 09:51:05
После атаки украинских дронов в Саратове возник пожар на НПЗ. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...    ./.
 

Бергсон

10 Ноябрь 2025, 11:15:26
При ночной атаке ВСУ морские дроны повредили прибрежную зону в Туапсе.  KvHAW Путин опять всех переиграл. 
 

privet

10 Ноябрь 2025, 08:55:29
.......Жид Брехсон - за АТАКИ на РФ.
 

Бергсон

09 Ноябрь 2025, 17:54:01
Около 20 тысяч жителей Белгородчины почти сутки были без света и тепла после атаки БПЛА.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!    ./.
 

Бергсон

09 Ноябрь 2025, 16:14:28
В Курской области в результате ударов ВСУ 8 ноября было нарушено электроснабжение. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...    ./.
 

Бергсон

09 Ноябрь 2025, 16:13:24
Неучтённые БПЛА лишали Воронеж тепла и света.  KvHAW Путин опять всех переиграл.  ./.
 

privet

09 Ноябрь 2025, 10:03:05
......Жид любит ВСУ
 

Бергсон

08 Ноябрь 2025, 10:28:32
В эту ночь удар ВСУ был сосредоточен на Ростовской области.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!    ./.
 

Бергсон

08 Ноябрь 2025, 10:27:55
Евросоюз начал подготовку 20-го пакета антироссийских санкций. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...   
 

privet

08 Ноябрь 2025, 09:14:49
Жиды - все любят Запад.
 

privet

08 Ноябрь 2025, 08:58:16
.......

Жтд Брехсон -за ЗАПАД и атаки на нас.
 

Бергсон

07 Ноябрь 2025, 16:59:17
За сутки над Россией обнаружили 261 БПЛА, но не всё было учтено.  KvHAW Путин опять всех переиграл.  ./.
 

Бергсон

07 Ноябрь 2025, 16:58:38
Вслед за Гергиевым Италия не пустила к себе оперного певца Ильдара Абдразакова.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!   
 

privet

07 Ноябрь 2025, 07:53:48
......Жид Брехсон -за убийства в РФ.
 

Бергсон

06 Ноябрь 2025, 17:35:14
Ночной удар ВСУ был сосредоточен на Волгоградской области. В костромском Волгореченске атакована одна из крупнейших в России ГРЭС.
 

Бергсон

06 Ноябрь 2025, 17:35:03
Помимо крупной подстанции во Владимире атаке подверглась ТЭЦ в Орле. KvHAW 1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...   ./.
 

Бергсон

05 Ноябрь 2025, 12:46:36
Помимо крупной подстанции во Владимире атаке подверглась ТЭЦ в Орле.  KvHAW Путин опять всех переиграл./. 
 

privet

05 Ноябрь 2025, 08:04:39
......Жид Брехсон - беспокоится :)
 

Бергсон

05 Ноябрь 2025, 07:54:00
Путин не поедет на саммит G20 в ЮАР боясь ареста и передачи в международный уголовный суд за военные преступления.  ./.
 

Бергсон

05 Ноябрь 2025, 07:53:09
Германия становится крупнейшим донором Украины.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!   ./.
 

Бергсон

04 Ноябрь 2025, 12:16:29
Два из 85 атаковавших РФ дрона ударили по нефтехимзаводу в Стерлитамаке. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану..
 

Бергсон

04 Ноябрь 2025, 12:15:47
Экспорт трубопроводного газа из РФ в Европу достиг нового минимума.  KvHAW Путин опять всех переиграл.   
 

Бергсон

03 Ноябрь 2025, 11:25:32
Над Саратовской и Ростовской областями обнаружили по 29 беспилотников.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!  
 

Бергсон

03 Ноябрь 2025, 11:24:37
Украина получила от Германии системы Patriot. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.
 

Бергсон

02 Ноябрь 2025, 16:30:14
В курском Железногорске после атаки дронов отключен свет в нескольких кварталах.  KvHAW Путин опять всех переиграл.    ./.
 

Бергсон

02 Ноябрь 2025, 16:28:02
В Туапсе после атаки БПЛА горят танкер и нефтеналивной терминал.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!   ./.
 

Бергсон

01 Ноябрь 2025, 11:40:00
Белгородскую область атаковали более 100 БПЛА, Минобороны сбило лишь часть из них. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.
 

Бергсон

31 Октябрь 2025, 12:18:20
Россияне начали экономить на еде и переходят на более дешевые продукты питания.  KvHAW Путин опять всех переиграл.    ./.
 

privet

30 Октябрь 2025, 13:08:09
......

Жид Брехсон -тоскует по УБИЙСТВУ РУССКИХ
 

Бергсон

30 Октябрь 2025, 10:19:33
Ночью силы ПВО РФ обнаружили 170 дронов: опять основной удар пришелся на Брянщину.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!  ./.
 

privet

29 Октябрь 2025, 15:08:51
.......

Жид завидует :)

Mby

29 Октябрь 2025, 14:12:25


ну да, конечно
видят все..
ублюдка и дебила..
какая "долбаная мать"
его на свет родила...
такое редкостное чмо..
урод, дебил.., "с приветом"
природе тут не повезло
 

Бергсон

29 Октябрь 2025, 09:08:56
Российские средства ПВО обнаружили ночью сто украинских беспилотников. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./.
 

Бергсон

29 Октябрь 2025, 09:08:18
Ночью останавливали полеты 12 региональных и три столичных аэропорта.  KvHAW Путин опять всех переиграл.    ./.
 

Бергсон

28 Октябрь 2025, 09:55:10
Соцсети написали, что на российском Сахалине произошёл блэкаут из-за взрыва на местной ТЭЦ.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!  ./.
 

Бергсон

28 Октябрь 2025, 08:43:35
Украинские БПЛА опять направлялись в сторону Москвы. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...  ./. 
 

Бергсон

27 Октябрь 2025, 10:52:48
При взрыве на оборонном заводе погибли 13 человек, двух пострадавших вывезли в Нижний Новгород.  KvHAW Путин опять всех переиграл.   ./.
 

privet

27 Октябрь 2025, 10:17:24
......

Жид Брехсон - борется за убийства Западом русских.
 

Бергсон

27 Октябрь 2025, 09:34:02
Ночью над Россией обнаружили 193 дрона, из них 114 над Москвой и соседними областями.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!      ./.
 

Бергсон

27 Октябрь 2025, 09:32:28
Украина получит истребители от Франции и Швеции. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану...   ./.
 

privet

26 Октябрь 2025, 15:04:40
......

Жид Брехсон - борется за убийства Западом русских.
 

Бергсон

26 Октябрь 2025, 14:48:10
Власть Болгарии намерена национализировать НПЗ ЛУКОЙЛа в странев.  KvHAW Путин опять всех переиграл.   ./.
 

Бергсон

26 Октябрь 2025, 14:46:43
Над восемью российскими регионами и двумя морями обнаружено 82 украинских БПЛА.   KvHAW Это все строго по хитрому плану гениального руководителя!     
 

privet

26 Октябрь 2025, 03:57:54
......

Жид Брехсон - борется за убийства Западом русских.
 

Бергсон

25 Октябрь 2025, 13:24:35
С начала войны погибли 53 мирных жителей Брянщины. KvHAW  1000 дней, как Сецобсерация идет по плану... 

Энциклопедия БФ

Автор Тема: "Ingenuity" NASA  (Прочитано 9882 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн TheWho

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 7614
  • Страна: al
  • Рейтинг: +147/-700
  • Сол🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎
    • 🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭ӿ
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #180 : 06 Май 2021, 18:15:26 »
https://news.liga.net/world/news/perseverance-zapechatlel-nochnoe-nebo-nad-marsom-i-ego-sputnik-fobos-foto


Цитата
Perseverance запечатлел ночное небо над Марсом и его спутник Фобос: фото

Perseverance запечатлел ночное небо над Марсом и его спутник Фобос: фото - Фото
Perseverance (фото - NASA)


Марсоход Perseverance прислал на Землю очередное фото с Красной планеты. На этот раз в прицел его объектива попало ночное звездное небо, справа на котором, предположительно, виднеется один из спутников Марса - Фобос. Снимок был выложен в Twitter на странице бота миссии NASA.



Фото было сделано при помощи камеры SkyCam, которая является частью бортового анализатора ровера Mars Environmental Dynamics Analyzer - он используется для исследования ветра, температуры поверхности Марса, давления, влажности воздуха, а также размера и состава пыли на планете.


-Странное небо на Марсе... Фобоса не вижу.
🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭🏴🦫🦮🐕‍🦺🐵🐒🦍🦧🐶🐕🦮🐇

Большой Форум

Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #180 : 06 Май 2021, 18:15:26 »
Загрузка...

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #181 : 07 Май 2021, 05:37:47 »
-Странное небо на Марсе... Фобоса не вижу.
Я что-то тоже не могу понять, что они имели в виду под Фобосом на этой фотографии

За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн TheWho

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 7614
  • Страна: al
  • Рейтинг: +147/-700
  • Сол🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎
    • 🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭ӿ
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #182 : 07 Май 2021, 08:16:30 »
Я что-то тоже не могу понять, что они имели в виду под Фобосом на этой фотографии

Фобоса нет, это пол беды. А вот что тут чудовищное увеличение- вот загадка-подлог.Увеличение такое, что камера Марсохода такого не выдаст. Такое изображение даст Телескоп Хаббл. Диаметр зеркала должен быть не меньше 2,2 м
🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭🏴🦫🦮🐕‍🦺🐵🐒🦍🦧🐶🐕🦮🐇

Оффлайн TheWho

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 7614
  • Страна: al
  • Рейтинг: +147/-700
  • Сол🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎
    • 🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭ӿ
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #183 : 07 Май 2021, 08:24:31 »
Вот изображение якобы Фобоса. С сайта НК. Видна большая яйцевидная звезда и много маленьких и вплетены в структурные нити Вселенной.Свет от звезды, освещает зеленые нити, которые тянутся к этой звезде.

На форуме НК задают вопрос-а где созвездия? _а их нет , ибо видны мельчайщие звезды при чудовищном увеличении, но никак не звездное небо над "головой" марсохода.


🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭🏴🦫🦮🐕‍🦺🐵🐒🦍🦧🐶🐕🦮🐇

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #184 : 16 Май 2021, 14:19:43 »
Между тем, расстояние между Землёй и Марсом — а следовательно, и времени пробега сигнала — продолжает расти. Только что сверился с https://theskylive.com: сегодня Марс удалён на 309,6 млн. км, тогда как в день первого полёта Ingenuity расстояние составляло 287,3 млн. км, а время пробего сигнала составляет уже 17 мин. 12,9 сек.
На фоне последовательного усложнения задач сеансы связи с вертолётиком будут становиться всё более редкими. Перерывы между ними будут удлиняться от нескольких дней до 2-3 недель. С августа экипажу придётся заниматься подготовкой к вынужденному прекращению связи, обусловленному тем, что в октябре Земля и Марс окажутся по разные стороны от Солнца.

Наглядно это можно видеть на трёх последовательных "зарисовках" взаимного положения планет, с шагом в 30 дней, по датам: 16 апреля, 16 мая и 14 июня. Земля и Марс движутся по орбитам против часовой стрелки:
      

Картинки в укрупнённом масштабе — здесь.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #185 : 17 Май 2021, 14:18:08 »
Как вертолёт двигается в горизонтальной плоскости

Теория и практика, модель и реальность: общие итоги по пяти полётам
(пересказ статьи Håvard Grip’а, главного пилота НАСА "What We’re Learning About Ingenuity’s Flight Control and Aerodynamic Performance")

Программа каждого полёта Ingenuity — набор алгоритмов, определяющих точное время включения каждого устройства и последующую смену режимов вплоть до полного отключения. Их предварительная отработка осуществляется как компьютерной симуляцией, так и натурным моделированием на стенде высотой 25 м и диаметром 7,5 м, внутри которого воспроизводится состав и давление газов на Марсе. Важнейший результат первых полётов: теперь испытатели располагают точными данными о степени достоверности их моделей и могут вносить соответствующие поправки при программировании последующих полётных заданий. Рассмотрим особенности основных стадий полёта.

Взлёт

Перед взлётом ротор раскручиваается до 2537 об./мин., после чего скорость его остаётся неизменной: в отличие от обычных наземных вертолётов и дронов, на Ingenuity этот фактор из числа регуляторов управления взлётом исключён.

Основной приём — изменение угла наклона лопастей, «угла атаки», предопределяющего массу набегающего потока воздуха, захватываемого лопастями. Чем больше этот захват, тем больше как подъёмная сила, так и сопротивление движению.

Как и на традиционных вертолётах с шарнирным крепдением лопастей, на Ingenuity используется автомат перекоса, управляющий изменением общего и циклического шага несущего винта. В первом случае изменения касаются всех лопастей одновременно (“collective control”), во втором — лопасти отклоняются вверх с одной стороны и вниз с другой (“cyclic control”).

Внезапное усиление шага на обоих роторах заставляет аппарат оторваться от земли. Эта начальная фаза взлета занимает лишь доли секунды, необходимые для отрыва от земли на минимальное расстояние. 5 сантиметров считается достаточным, чтобы убедиться, что аппарат не увяз, не прилип к взлётному полю по какой-либо причине. Только после этого системе начинает передаваться полный контроль над положением и ориентацией вертолета, а скорость набора высоты увеличвиается до 1 м/с.

Сейчас во избежание запыления лазерный дально/высотомер (laser rangefinder) и оптика подключаются лишь после набора высоты в 1 м. В отсутствие этих средств замера высоты в распоряжении системы имеется только инерциальный измерительный блок (IMU). Измеряемые им ускорение и угловая скорость интегрируются, и таким образом этот метод навигационного счисления (“dead reckoning”) выглядит чем-то наподобие расчёта пройденного километража по числу шагов.

В долгосрочной перспективе такая точность может оказаться недостаточной. Однако сейчас речь идёт лишь о паре первых секунд полёта, и на данный момент имеются данные испытаний, позволяющие оценить правильность теоретических допусков.

По данным первых трёх полетов, отрыв на 5 сантиметров занял около 0,25 секунды. Это соответствало ожиданиям, причём телеметрия подтвердила, что у Ingenuity не было проблем с созданием достаточной тяги при взлёте. Скачок мощности, потребляемой роторной системой, составил во втором полёте около 310 Вт, тогда как батареи спроектированы на скачки до 510 Вт.

Кадры взлёта, снимаемые с марсохода Perseverance, зафиксировали лишь небольшую пыль при отсутствии признаков перекрытия камер и высотомера. После отрыва всех четырёх «лапок» аппарата от земли фактор ветра начинает действовать в полной мере. Отклонение взлетающего аппарата под воздействием ветра не превышало двух градусов, хотя проектировщики были готовы и к большим углам крена и тангажа.

(окончание следом)
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #186 : 17 Май 2021, 14:19:07 »
(окончание)


Висение

Навигационные качества аппарата оцениваются через его способность удерживать курс, горизонтальную скорость и высоту. Высота в режиме висения выдерживается с точностью до 1 сантиметра, а перемещение по заданному курсу с точностью менее 1,5 градусов. Горизонтальные же отклонения достигали 25 см, что указывает на порывистость ветра.

Во время первого полёта метеостанция MEDA марсохода Perseverance регистрировала восточный — юго-восточный ветер скорость 4–6 м/с с порывами до 8 м/с. Следует отметить, что MEDA производит измерения на высоте лишь 1,5 метра над поверхностью, и по мере подъёма скорость ветра и его порывистость обычно усиливаются. Измерения плотности атмосферы показали 0,0165 кг/куб.м, или около 1,3% от этой величины на Земле на уровне моря.

Фактические показатели наклона при зависании составили около 9,2° на нижнем роторе и 8,2° на верхнем против расчётных 9,9°/9,0°  (речь идёт об угле «хорды» лопасти - воображаемой линии, проведённой от передней до задней кромки ротора, и его радиусом).Это также объясняется фактором ветра, и наблюдаемые отклонения не выходят за пределы ожидаемых.

Косвенным свидетельством наличия «аэродинамического комфорта» является использование мощности электрического ротора в режиме висения  она составила около 210 Вт, что также близко к ожидаемому. Таким образом, можно говорить о наличии запаса противодействия «аэродинамическому сваливанию», когда угол аэродинамического профиля лопасти относительно окружающего воздушного потока увеличивается до точки, в которой это может привести к дальнейшему увеличению подъемной силы. Имеют запас и возможности использования циклического шага (“cyclic control”) для создания крена и тангажа. При предельных значениях в 10° фактически в режиме висения они были стабильными в пределах, как правило, менее 3°.

Посадка

Посадка - сложнейшая фаза любого полета. Ingenuity приземляется по вертикальной траектории, в начале которой скорость спуска устанавливается в 1 метр в секунду. на расстоянии 1 метра между опорами («лапками») аппарата и предполагаемой поверхностью касания отключаются навигационная камера и высотомер, после чего замеры высоты передаются на IMU. Эта последовательность обратна взлёту, однако при спуске ставится дополнительная задача — предотвратить преждевременное «обнаружение» приземления. Примерно через полсекунды после переключения в режим «только IMU», когда лапки находятся в пределах 0,5 м от земли, активируется обнаружение приземления.

По достижении расчётной скоростью снижения «25 см/с» система переключается в новый режим: всякое воздействие на управление движением вертолета прекращаетается, и система управления полетом переводит “collective control” на минимально возможный шаг лопастей, чтобы уменьшить тягу до нуля. Выжидав 3 секунды, чтобы убедиться, что произошло касание, система отключает вращение винтов.

Достаточно резкую, — как она видится со стороны «невооружённым глазом», — посадку аппарата конструкторы объясняют необходимостью снизить до минимума отрезок времени, на протяжении которого отключены главные системы навигации, камера и альтиметр. Опоры специально усилены и сконструированы так, чтобы погасить возможное подпрыгивание после первого касания.

Зона оптимального режима посадки находится между двух возможных экстремальных отклонений в подсистеме обнаружения посадки:
  • Преждевременное «обнаружение» приземления аппарата означает неуправляемое его падение при ещё крутящихся винтах, в то время как
  • запоздалое обнаружение может привести к перемещению аппарата по земле уже после касания, при недостаточно сниженной подъёмной силе ещё работающих винтов

Фактические параметры уже состоявшихся приземлений Ingenuity оказались далеки от этих двух нежелательных крайностей. При снижении Ingenuity удерживал вертикальную скорость с точностью до 4 см/с и зафиксировал выход на показатель 25 см/с примерно через 30 миллисекунд после касания.

Источник: What We’re Learning About Ingenuity’s Flight Control and Aerodynamic Performance.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #187 : 18 Май 2021, 09:34:46 »

Когда были обнародованы кадры посадок, народ изумлялся: как это такая хлипкая конструкция выдерживает отнюдь не бархатные приземления? В ответ на это немое изумления НАСА выложила более детальную информацию, которую я перескажу ниже по материалам статеюшки главного конструктора Боба Баларама "Keeping Our Feet Firmly on the Ground" ("Твёрдо стоим на ногах") от 10 мая.

Подвеска каждой опоры — биметаллическое кольцо, нижняя часть которого изготовлена из пружинящего титана, а верхняя из мягкого нелегированного алюминия, который служит амортизатором при каждом ударе. Изгиб пружины может достигать 17° при общем смещении подвески до 3,5 дюймов (“3.5 inches of motion in the suspension”). С каждой посадкой усталость металла нарастает, появляются складки и трещины и в конце концов кольцо сломается. Ресурс невелик: по утверждению НАСА, он составляет несколько сот ударов. Конечно, это во многие десятки раз больше, чем изначально запланированные пять посадок, но на будущее представляет собой проблему, требующую фундаментального решения.

Оптимистически смотрят насовцы и на возможность опрокидывания конструкции. Конечно, широкая расстановка опор при низком расположении центра тяжести (40% массы приходится на фюзеляж) обеспечивает конструкции устойчивость при наклонах до 45°. То бишь, с пирамиды Хеопса (наклон 51°50'), буде если садиться на неё, вертолётик свалится, а на Розовой пирамиде в Дахшуре (наклон 43°22') вроде как должен удержаться.


Но, гοcποда хорошие, это-то всё кабинетная устойчивость, при безветрии! А Марс-то, он дикий: там смерчи ходят туды-сюды! Не успеешь оглянуться, как понесётся вертолётик, как перекати-поле, по марсеянским пустыням… Нас же уверяют, что он будет стоять, как вкопанный, при скорости ветра до 135 миль (!) в час! Не верите — перечитайте и переведите сами:

«the parked helicopter can easily withstand winds in excess of 135 mph».

Я, конечно, догадываюсь, что 135 mph (217 км/ч) у них и на Земле - две разные разницы в пересчёте на давление, оказываемое воздухом разной плотности. Ибо:

Fw = 1/2 ρ • v2S

где Fw — давление ветра, ρ  — плотность воздуха, v — скорость ветра и S  — площадь „паруса”.

Однако сдаётся мне, они не учли подъёмную силу верхней "платы" с солнечными батареями, которая расположена над винтами. Пора опять звать Горшкова на помощь и рисовать для него чертёжик.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн TheWho

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 7614
  • Страна: al
  • Рейтинг: +147/-700
  • Сол🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎
    • 🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭ӿ
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #188 : 18 Май 2021, 10:06:29 »
-чушь полная. Это со стороны кажется что там СМЕРЧ.  а ни самом деле там смерч. Атмосфера то сильно разряженная. да и скоростей таких нет .ну 2 м-с. Вобщем легкий бриз. ну снежок иногда пойдет. да ну очень редкие и жидкие облака.

Вобщем -курорт а не планета. Ааа, вы насмотрелись фильму "Марсиянин", где у бедолаги всю картошку ветром сдуло....:)
🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭🏴🦫🦮🐕‍🦺🐵🐒🦍🦧🐶🐕🦮🐇

Оффлайн TheWho

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 7614
  • Страна: al
  • Рейтинг: +147/-700
  • Сол🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎
    • 🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭ӿ
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #189 : 18 Май 2021, 10:10:03 »
Пора опять звать Горшкова на помощь и рисовать для него чертёжик.
-Ни Горшкова звать, а поднимать сводку погоды за год-два и анализировать...
🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭🏴🦫🦮🐕‍🦺🐵🐒🦍🦧🐶🐕🦮🐇

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #190 : 18 Май 2021, 10:20:04 »
Ааа, вы насмотрелись фильму "Марсиянин", где у бедолаги всю картошку ветром сдуло....:)


Увы, не смотрел. А вот насовцы - смотрели, т.к. именно фильм Martian они упоминают в одном из двух последних сообщений, которые я обозревал.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #191 : 18 Май 2021, 10:23:35 »
-Ни Горшкова звать, а поднимать сводку погоды за год-два и анализировать...

Не-е-е, мне нужно чисто физическое отображение задачи в общем виде. Со стрелочками, формулами и т.п. Для любого состава воздуха и т.п.

Как только Горшков вынесет вердикт, проведу натурный эксперимент. Возьму тУбАретку, поставлю на пару ножек с наклоном 45 градусов и буду на неё дуть. Не хватит лёгких - пылесос подключу. Всё должно быть по науке!
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #192 : 18 Май 2021, 10:27:13 »
Атмосфера то сильно разряженная. да и скоростей таких нет .ну 2 м-с.

Немного швыдче. Во время полётов 4–6, порывы до 8 м/с

Во время первого полёта метеостанция MEDA марсохода Perseverance регистрировала восточный — юго-восточный ветер скорость 4–6 м/с с порывами до 8 м/с. Следует отметить, что MEDA производит измерения на высоте лишь 1,5 метра над поверхностью, и по мере подъёма скорость ветра и его порывистость обычно усиливаются. Измерения плотности атмосферы показали 0,0165 кг/куб.м, или около 1,3% от этой величины на Земле на уровне моря.
.....

Источник: What We’re Learning About Ingenuity’s Flight Control and Aerodynamic Performance.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн TheWho

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 7614
  • Страна: al
  • Рейтинг: +147/-700
  • Сол🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎
    • 🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭ӿ
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #193 : 18 Май 2021, 11:20:14 »
Возьму тУбАретку, поставлю на пару ножек с наклоном 45 градусов и буду на неё дуть.
-только не забудьте подвес на резинке сделать, так, чтоб вес её был треть от Земного...
🇺🇲㊙️🅱️⛏️👚👗🛑🛟🩳👚🩳👛🕶️🎒👖🎶💼🛗🗿🚻🆎🇦🇮🏁🚩🎌🇧🇭🏴🦫🦮🐕‍🦺🐵🐒🦍🦧🐶🐕🦮🐇

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #194 : 18 Май 2021, 11:54:26 »
-только не забудьте подвес на резинке сделать, так, чтоб вес её был треть от Земного...

Шутка шуткой, а на мысль вы меня навели.
Воздух-то на Марсе жидче, но и коробчонка на лапчонках легче! Значит и трение об пол меньше. А я же всё веду к тому, что НАСА всё-таки обсдалось со своими уверениями в незыблемости коробчонки под ударами марсеянской стихии.

От натиска ветра она должна поползти в стоячем положении. Потом задние (от ветра) лапки уткнутся в камушки... или просто окажутся в низинке - вот те, бабушка, и Юрьев день наклон, и подъёмная сила верхней нахлобучки. Ближние к ветру ламки подымаются - сила трения вдвое меньше, и плюс какой-никакой рычаг.

...вот и покОтится вся эта каракатица, как перекати-поле, по марсеянским пустыням.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #195 : 19 Май 2021, 20:25:29 »
Но, гοcποда хорошие, это-то всё кабинетная устойчивость, при безветрии! А Марс-то, он дикий: там смерчи ходят туды-сюды! Не успеешь оглянуться, как понесётся вертолётик, как перекати-поле, по марсеянским пустыням… Нас же уверяют, что он будет стоять, как вкопанный, при скорости ветра до 135 миль (!) в час! Не верите — перечитайте и переведите сами:

«the parked helicopter can easily withstand winds in excess of 135 mph».

Я, конечно, догадываюсь, что 135 mph (217 км/ч) у них и на Земле - две разные разницы в пересчёте на давление, оказываемое воздухом разной плотности. Ибо:

Fw = 1/2 ρ • v2S

где Fw — давление ветра, ρ  — плотность воздуха, v — скорость ветра и S  — площадь „паруса”.

Однако сдаётся мне, они не учли подъёмную силу верхней "платы" с солнечными батареями, которая расположена над винтами. Пора опять звать Горшкова на помощь и рисовать для него чертёжик.

Рисовал долго: ракурсов, с которых можно рисовать чертёж, практически нет - разве лишь этот.

Масштаб: 1 пиксел равен 1 миллиметру. Ширина картинки 1200px ; размах лопастей вертолётика 1,2 м = 1200 мм.

« Последнее редактирование: 20 Май 2021, 04:58:28 от Ηeзвaныŭ гοcть™ »
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #196 : 19 Май 2021, 20:43:06 »
Масштаб: 1 пиксел равен 1 сантиметру. Ширина картинки 1200px ; размах лопастей вертолётика 1,2 м = 1200 мм.
Оговорки.

В русской Википедии со ссылкой на статью трёхлетней давности (14.05.2018) — т.е. написанную по свежим следам только что одобренного в НАСА проекта — указано, что высота устройства составляет 80 см. Однако даже вместе со стойками ("лапками") у меня больше, чем 53 см не получилось.

Возможно, в общую высоту была включен штырь антенны, расположенный посередине солнечной батареи — он различим только на некоторых крупных фотографиях. Возможно, считали высоту в предположении, что "лапки" не расставлены, а идут строго вниз… трудно сказать.

Вместе с тем, для контроля правильности масштабирования имелись три чёткие цифры: это уже упомянутый размах лопастей (1200 мм), длина "лапки", а также габариты коробочки, которую насовцы гордо называют фюзеляжем: 136×195×163 мм. Эти цифры я и положил в основу своих чертежей.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #197 : 19 Май 2021, 22:38:40 »
Постановка задачи. Выяснить силу марсианского ветра, необходимую для того, чтобы повалить вертолётик набок.

Известные факты, помимо габаритов:
  • Вертолёт устойчив на плоскости с уклоном до 45°.
  • На фюзелях приходится 40% массы устройства.
  • «Лапки» раскрываются под углом к вертикали, близким 45° (оценка по фотографиям)
  • скорость марсианского ветра 220 км/ч рассматривается, как максимально допустимая.

Факты, могущие потребовать уточнения:

При углублённом исследовании может понадобиться вернуться ещё к паре цифр, опубликованных выше:

(„a titanium spring that can bend as much as 17 degrees to provide 3.5 inches of motion in the suspension”), и описывающих пределы «гуляния» лапок в кольце подвески. По моему предположению, 3,5 дюйма могут относиться к «ходу» основания лапки относительно корпуса за счёт колец, а 17° — к пределам отклонений ±8,5° относительно идеального расположения по биссектрисе угла «коробочки» — если смотреть в проекции сверху. Однако пока эти уточнения не понадобились, лапки предполагаются расставленными идеально

Намеренные упрощения модели.

1. На первом этапе в расчёты давления ветра принимаются только два элемента конструкции: солнечная батарея и «коробочка» фюзеляжа. Лопасти и ротор игнорируются по площади, а их масса расценивается суммарно, как 60% массы всего вертолётика. Пренебрегаем мы и толщиной солнечной батареи: нам важнее всего создаваемая ею подъёмная сила.

2. Полностью пренебрегается сила трения опор о горизонтальную поверхность: предполагается, что вертолётик уткнулся лапками в некое препятствие, после чего совместное давление ветра в коробочку и подъёмная сила солнечной панели начинают вращать его вокруг оси, проходящей через дальнюю от ветра пару лапок.

3. Ветер предполагается перпендикулярным подветренной стороне «коробочки» и, соответственно, набегающим на панель перпендикулярно её длинной кромке.

Намеренная подгонка стартового условия: гипотеза наклона поверхности под вертолётиком.

Поскольку солнечная панель параллельна корпусу и её толщиной мы пренебрегаем, марсианский ветер воздействует только на «коробочку». Если ветру удастся преодолеть неизвестное нам трение опор, он сможет только толкать вертолётик. Ограничением здесь могут служить не только «камешки» (о чём мы говорили выше), но и подъём рельефа, причём в последнем случае солнечная панель будет не поднимать аппарат а, наоборот, прижимать его к почве.

Однако чем дольше вертолёт задержится на этой площадке, тем больше вероятность того, что в следующий раз ветер задует с противоположной стороны, и тогда факторы торможения обратятся в факторы опрокидывания. Поэтому наша гипотеза, что почва имеет неблагоприятный уклон, принципиально допустима и не является абсолютно невероятной.
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн Ηeзвaныŭ гοcть

  • Не поступившийся принципами
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 12195
  • Страна: su
  • Рейтинг: +1130/-227
  • Пол: Мужской
  • «а принципами, товарищи, мы поступаться не должны»
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #198 : 19 Май 2021, 22:39:08 »
Исходя из изложенного, первый подход к решению видится, как итеративный подбор.

  • Принимаем уклон равным 1° и рассчитываем ветер, который сможет приподнять наветренную пару лапок настолько, чтобы удвоить подъёмную силу, которую уже имеет солнечная панель при 1°-м наклоне.
  • Если рассчитанная таким образом скорость ветра превышает максимум (220 км/ч), решаем обратную задачу: находим уклон, при котором ветер сможет запустить процесс дальнейшего сваливания вертолётика
  • Если ветра хватает с избытком, фиксируем его скорость на уровне минимально достаточной, и переходим к решению задачи последующего заваливания вертолётика.

По итогам этого этапа мы, таким образом, получаем две величины, которые для следующих этапов будут приняты за константы:
  • уклон поверхности и
  • скорость ветра,
гарантирующие дальнейшее увеличение подъёмной силы за счёт увеличения угла наклона панели к ветру. Процесс этот отнюдь не будет линейным, и его придётся рассмотреть на нескольких последовательных углах заваливания с учётом следующих факторов:

  • При увеличении угла наклона "крыла" на каком-то этапе (каком?) подъёмная сила, образующаяся из-за разницы давлений, ослабевает. На смену ей приходит другой фактор: ветер толкает всё более открывающееся ему "дно панели", и здесь мы должны рассматривать панель, как точку приложения рычага, заваливающего всю конструкцию. Компенсирует ли новая сила убывание старой?
  • По мере заваливания конструкции площадь подставленной ветру "стенки коробочки" уменьшается, а площадь открывающегося ему "днища", наоборот, растёт. Усиливается ли равнодействующая по обеим поверхностям по мере "вращения" параллелепипеда?
  • Судя по чертежу, за несколько градусов до достижения точки заваливания часть поверхности панели начинает "прятаться" от ветра за "коробочку".


Постепенное заваливание конструкции требует поднять центр её тяжести на высоту, показанную на чертеже. Высота его расположения на уровне около нижнего ротора рассчитана не по массам (соотношение 40% к 60% я игнорировал), а чисто геометрически: раз предельный уклон определён в 45°, а стоять конструкция может только на лапках, то центр тяжести должен находиться на пересечении плоскости, проходящей через пару лапок, с осью симметрии всей фигуры.

Предел последовательного увеличения предполагаемого стартового уклона поверхности на этих итерациях предлагаю определить в 10°. Если окажется, что даже при этом условии завалить конструкцию на ветре 220 км/ч невозможно, сформулирую завершающий вопрос так: какой площади "паруса" и какого рычага не хватает?

После чего останется сопоставить эту "недостачу" с площадью лопастей, от которой мы изначально абстрагировались.
« Последнее редактирование: 22 Май 2021, 12:53:49 от Ηeзвaныŭ гοcть™ »
За нашу Советскую Родину!
Pedicabo ego vos et irrumabo (Catullus, XVI)

НЕ БУДИ ЛИХО, КОГДА ТИХО    ۩    НЕ МОЖЕШЬ — НЕ БЕРИСЬ

Оффлайн А.Лексей

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 1951
  • Страна: su
  • Рейтинг: +140/-25
  • Пол: Мужской
Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #199 : 20 Май 2021, 06:26:59 »
Здравствуйте!
Решить задачу эту аналитически очень сложно, а трубы аэродинамической у меня нету. Но сделаем грубые оценки. Спасибо за понятные рисунки!

Сила сбоку от ветра
Fx=Cx*Плотность*v**2*S/2

Приближённо, если считать только корпус, без учёта верхнего "паруса",
Fx=1*(1,3/100)*40**2*0,03/2=1,3*16*0,03/2=1,3*0,25=0,34 ньютона, т.е. 0,034 кгс. Это от подъёмной силы (1,8/2,5=0,7 кгс) составляет около 5% . Это можно компенсировать перекосом винта.

Если аппарат встанет вообще боком, то парусность солнечной батареи (0,16 м**2) даст впятеро бОльшую силу, около 25% от подъёмной. Это всё-таки меньше, чем подъёмная сила.

Похоже, что и здесь ами не врут.

Если аппарат наклонится на несколько градусов, то снос вбок будет невелик, а подъёмная сила паруса в несколько раз больше, чем  снос вбок, трудно посчитать сколько именно, но гораздо меньше подъёмной силы винта.

Оценим скорость ветра, при которой аппарат заведомо снесёт. Пусть это полёт внаклон под 45 градусов, сила подъёмная уменьшится в корень из 2-х раз, сила компенсации сноса такая же. Тогда (преимущественно из-за солнечной батареи) предельная сила сноса в 4/кореньИз2 =3 раза меньше веса.

Тогда предельная скорость ветра порядка v=корень(m*g*2/(3*Сx*Плотность*S))
Это v=корень(1,8*4*2/(3*1*(1,3/100)*0,16)=корень(2400)=50 м/с
Запас хороший.

Опасность может представлять, действительно, как заметил НезваныйГость, если аппарат одной ногой упрётся в камень и будет ветром поворачиваться вокруг оси. Пёс его знает, как там это у них компенсируется - оптически с распознаванием образа или просто лазерным гироскопом замеряется, а далее, наверное, как на обычных соосных вертолётах - разный шаг винтов.

(Похоже, что марсианские ураганы не так страшны, как кажется на первый взгляд.)
« Последнее редактирование: 20 Май 2021, 06:32:03 от А.Лексей »
Разум есть способность из Хаоса сделать Космос.

Большой Форум

Re: "Ingenuity" NASA
« Ответ #199 : 20 Май 2021, 06:26:59 »
Loading...