Колониальный характер отношений федерального центра и областей унаследован от СССР. Конституция 1993 года не разграничила между центром и областями главное – полномочия и собственность. Считают, что здесь заложена "бомба", способная развалить Россию так же, как развалился построенный на этих же принципах СССР.
Не разграничены не только законодательные, но и финансовые полномочия. Невозможно определить соотношение расходов федеральных и региональных бюджетов и, следовательно, необходимые пропорции разделения доходных источников между Федерацией и ее субъектами.
Поэтому много подзаконных актов. Отсюда - возможность коррупционных механизмов.
Конституция предусматривает договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. При существующем фактическом приоритете договоров перед общими правилами нарушается принцип равноправия субъектов Федерации в их взаимоотношениях с федеральным центром и еще больше усложняется построение бюджетных взаимоотношений между Федерацией и регионами.
Поскольку бюджеты органов местного самоуправления формируются преимущественно за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (а не за счет собственных источников доходов), фактически существует единый государственный бюджет с тремя уровнями - федеральным, региональным и местным. Причем из местных бюджетов осуществляется финансирование полномочий, относящихся к компетенции субъектов Российской Федерации. Непризнание местных бюджетов частью общей бюджетной системы ущемляет права муниципальных образований.
Как это выглядит на практике – на примере проверки Счетной палатой России Федерального Фонда обязательного страхования.
За 2002 год нецелевое использование средств ФФОМС составило 14,9 млн. руб., неэффективное расходование средств - 115,9 млн. руб., потери доходов бюджета ФФОМС - 10 млн. руб.
Кроме того, в 2001 году Республике Татарстан и Московской области, располагающим избыточными финансовыми ресурсами, было необоснованно выделено соответственно 64 млн. и 72 млн. рублей.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1993 Nо 977 и п. 22 Устава федерального фонда ОМС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 Nо 857, оклады сотрудников фонда установлены в среднем на 10%, а по некоторым должностям - на 25% выше, чем у соответствующих работников федеральных органов исполнительной власти. За счет государственных средств произведено добровольное медицинское страхование работников фонда и членов их семей. В результате за два с половиной года неправомерно израсходовано около 16 млн. рублей, что почти в 1,6 раза больше утвержденного на 2001 год фонда оплаты труда.
Понятно, что федеральное чиновничество жирует за счет провинциальных муниципальных больниц и налогоплательщиков всей страны.
Пока не будут исправлены дефекты Конституции, перемен к лучшему можно не ожидать. Кого бы там не назначали министрами, премьерами и преемниками.